Фото: i.pinimg.com

 

 

Кейс рассказывает о том, как разработчик 65apps помог производственной компании создать на перспективу стратегически важное приложение для формирования экосистемы здорового сна и полноценного отдыха.

Особенности проекта: Приложение обеспечивает доступ пользователя к управлению несколькими умными устройствами. Во время разработки использовался продуктовый подход, позволяющий уже на этапе минимально жизнеспособного продукта (MVP) отобрать и протестировать только востребованную функциональность.

Клиент: Отечественная компания «Аскона», с 1990 года производящая ортопедические матрасы и другие высокотехнологичные товары для сна.

Идея проекта: Сделать единое приложение, которое возьмет на себя управление умными устройствами для контроля параметров сна и микроклимата в помещении.

Команда проекта: на самом старте была собрана единая продуктовая команда: директор по продукту, разработчики (iOS и Android), дизайнер и аналитик. Со стороны клиента —  менеджер по работе с инновационными проектами.

 

Путь от идеи до продукта

 

Создавать приложение клиент и разработчик решили поэтапно, с использованием продуктового подхода.

Первоочередной задачей стал выпуск приложения с основной функциональностью, касающейся анализа качества сна. После этого, на основе обратной связи от пользователей, можно будет добавлять новые опции и планировать подключение дополнительных умных устройств.

Было принято решение отказаться от составления технического задания (ТЗ). Поскольку намечалось создание масштабного и глобального проекта, перечня функций будущего программного продукта просто не существовало. Разработчики основывались на видении приложения, призванного принести пользователям ценность, заключающуюся в возможностях для улучшения качества сна.

Для создания приложения в 65apps использовали метод управления проектами, который принято называть Scrum. Продукт разрабатывали последовательно. Новые опции обсуждались, подвергались тщательному анализу с точки зрения того, приведет ли их реализация к повышению полезности продукта и удобства для пользователей. Таким образом достигалось гибкое управление функциональностью будущего приложения.

Рабочие процессы над проектом были выстроены на основе двухнедельных итераций, в рамках которых разработчик вместе с клиентом могли анализировать текущие достижения и определять необходимые действия, чтобы реализовать их в последующих спринтах.

Особенностью проекта стало отсутствие классической поэтапной работы, когда все начинается с аналитики, потом в дело вступают дизайнеры, передающие эстафету разработчикам, а тестировщики финишируют с готовым приложением.  В этот раз все процессы шли параллельно, от команды потребовалась синхронность и слаженность.

Профильные специалисты совместно работали над каждой задачей, участвовали в обсуждении и принятии решений, а также в презентации промежуточных результатов клиенту. Благодаря этому удалось добиться полного погружения в проект всех участников команды с самого начала работ.

На определение плана работ, а именно этапов подключения умных устройств и создания другой функциональности, понадобился один день. Затем команда приступила к работе.

 

Процесс работы над проектом

 

На протяжении шести часов команда разработчика общалась с представителями клиента. Это была первая установочная встреча.

В ходе нее были определены основные сценарии работы приложения и составлена карта пути клиента. Совместно с клиентом был обозначен портрет пользователя и перечень опций для включения в минимально жизнеспособную версию продукта (MVP).

Для подключения к первой версии приложения были избраны три наиболее популярных умных устройства:

– электронная подушка с функциями подсчета частоты дыхания и пульса пользователя, а также фиксацией движений во время сна;

– датчик “cлипдот” для измерения температуры, влажности и определения момента засыпания;

– управляемое основание кровати с возможностью смены наклона секций и регулировки степени интенсивности массажа.

У всех трех устройств были мобильные приложения от их создателей, команде 65apps предстояло собрать их под единым управлением в экосистему с удобным доступом для пользователя.

Во время первой встречи было решено внедрить “ключевую фичу” – добавить помимо результатов мониторинга, рекомендации по улучшению качества сна. Ведь умные девайсы отдают приложению множество разрозненных данных, которые сами по себе не решают проблемы плохого сна. Поэтому клиент подключил к участию в проекте специалистов-сомнологов.

В настоящее время приложение анализирует данные с умных устройств, рассказывает о причинах плохого сна и дает советы по его улучшению. 

Первая работоспособная версия продукта (MVP) появилась после трех спринтов. Она могла коннектиться с подушкой и считывать данные в режиме реального времени.

Чтобы окончательно закрыть end-to-end сценарий использования подушки понадобилось еще 45 дней.  После этого приложение смогло подключить подушку, вывести инструкции по эксплуатации, дать доступ к настройкам девайса, мониторить показатели и генерировать отчет, сопровождая его рекомендациями.

Аналогичным образом, тоже в три спринта, был подключен датчик и возможность переключаться между устройствами.

Подключение основания кровати потребовало разработки собственных библиотек и внутри приложения появилась функция, превращающая мобильный телефон в пульт управления различными умными устройствами.

К универсальному пульту были добавлены пресеты с возможностью хранения персональных настроек, которых не было в приложении изготовителя. Теперь пользователь мог зафиксировать удобное положение ног или головы, а также степень интенсивности массажа.

 

Разработка дизайна приложения

 

Дизайн зародился вместе с приложением. Во время стартового спринта были созданы монохромные прототипы экранов приложений. Они были согласованы сначала внутри команды и только потом с клиентом. Эта процедура согласования оставалась неизменной на протяжении всей работы над проектом.

Изображение предоставлено агентством 65pixels https://blog.65apps.com/

Поскольку для трекеров сна была типична темная цветовая гамма, ее решили взять за основу дизайн-концепции.

Темный экран практичнее, т.к. меньше раздражает глаз, когда свет выключен и не мешает синтезу мелатонина, недостаток которого отрицательно сказывается на качестве сна и самочувствии.

 

 

Изображение предоставлено агентством 65pixels https://blog.65apps.com/

Проведя некоторое количество спринтов, разработчики решили, что приложение слишком похоже на уже имеющиеся в этой области продукты. Следование общепринятым тенденциям в дизайне не позволит привлечь внимание пользователей.  Тут и проявилось преимущество продуктового подхода, который позволяет изменить направление на любой стадии, когда становится понятно, что действующий вариант не приведет к достижению желаемого результата.

Команда 65apps решила все переосмыслить.

В результате появились анимации сердцебиения, ритма дыхания, индикатора скроллинга и выведения на экран графика.  Раздел “Отчеты” получил новые визуальные акценты, была усовершенствована навигация, а цветовая гамма стала значительно контрастнее, добавился воздух между элементами.

Таким образом, удалось добиться более выразительного дизайна.

Изображение предоставлено агентством 65pixels https://blog.65apps.com/

После личного изучения работы основания, дизайнер проекта пришел к выводу, что управление наклоном секций проще воспринимается в формате шкалы с ползунком, а не как в обычном пульте с кнопками “плюс/минус”.

По поводу этого решения возникло немало споров, но демонстрация и тестирование привели к всеобщему согласию. Было решено, что этот элемент станет одной из фич нового приложения.

Изображение предоставлено агентством 65pixels https://blog.65apps.com/

 

Умные устройства: специфика разработки 

 

Для 65apps проект «Асконы» был первым опытом работы с девайсами в режиме реального времени. В приложении не было бэкенда, а  взаимодействие велось напрямую с устройствами, имеющими свои особенности и свой SDK.

Поскольку девайсы не подлежат доработке, дизайнеры и аналитики уже на этапе проектирования логики работы и навигации, должны были обеспечить будущий комфорт пользователей.

Для этого специалисты 65apps изучали опыт применения девайсов, а также тестировали устройства, предоставленные «Асконой», на себе:

– подключали датчики,

– спали на умных подушках,

– занимались тестированием оснований,

– изучали как люди включают/выключают девайсы,

– пытались определить, что вызывает трудности при настройке,

– понять как влияют на пользовательский опыт ограничения устройств,

– определить перечень внештатных ситуаций, которые возможны во время работы приложения.

Изображение предоставлено агентством 65pixels https://blog.65apps.com/

К примеру, специалисты 65apps разработали сценарий действий на случай разрядки девайсов, когда приложение уже не сможет управлять устройством. Было решено, что разрабатываемый программный продукт будет делать запросы, уточняя степень заряженности батареи и отражая индикатор заряда в карточке каждого устройства. Когда уровень заряда приблизится к окончанию, соответствующий значок будет выводиться возле обозначения устройства на главном экране приложения.

Помимо исследования принципа работы устройств и получения пользовательского опыта (UX), разработчики изучали программные интерфейсы (API) “заводских” приложений и протоколы передачи информации.

Так как были необходимы реальные данные – настоящий сон, тестировщики  имели возможность за сутки проверить только один из возможных сценариев. Если возникал сбой, тестирование продолжалось следующей ночью.  Так продолжалось на протяжении нескольких месяцев.

За время работы над проектом “Асконы” в 65apps обзавелась фирменными мемами. Например, “перезагрузить подушку” или “отправить команду на основание”.

Изображение предоставлено агентством 65pixels https://blog.65apps.com/

 

О результатах и перспективах проекта

 

Продуктовый подход доказал свою результативность уже в процессе тестов.  Благодаря командной работе над каждой фичей, 65apps получилось досконально проработать приложение, учесть каждую мелочь.

Создание приложения завершилось месячным тестированием с участием представителей клиента в тех салонах «Аксоны», где находились нужные устройства. Обратная связь практически не содержала негативных отзывов, было некоторое количество комментариев, которые уже находились в процессе отработки после тестов внутри команды разработчиков.

После завершения тестирования, стартовая версия программного продукта, названного Askona Sleep, была размещена на «Google Play» и App store.  На момент публикаций этого кейса, у приложения было 10 тысяч скачиваний. Комментарии говорят о том, что пользователи активно тестируют приложение и дают обратную связь разработчикам.

Отзыв-пожелание. Скриншот с сайта: apps.apple.com

Первая версия приложения «Askona Sleep» имела функциональность по управлению основанием, подключала подушку и датчик “слипдот”. Даже в первой версии пользователь имел возможность получения и оценки данных. Ему выводились рекомендации, благодаря которым можно улучшать качество сна.

Приложение также снабдили демо режимом для пользователей, не применяющих еще умных устройств.

После дополнительных интервью удалось узнать, что многие пользователи засыпают под звуки природы или успокаивающие мелодии, поэтому было принято решение добавить возможность прослушивания таких треков в приложении. Ко дню всех влюбленных была добавлена аудио-игра для пар, призванная разнообразить и углубить отношения. Библиотеку звуков планируется расширять и дальше. 

Askona продолжает работать в гибком режиме, реагируя на текущие реалии и обратную связь от пользователей.