Кейс агентства DeltaClick  о применении LTV для успешного продвижения в сфере фармацевтики.

Фармацевтический e-commerce — это сфера с высокой конкуренцией: локальные аптеки конкурируют с крупными сетевыми игроками и агрегаторами. В таких условиях успеха добиваются те, кто умеет грамотно работать с существующей клиентской базой, одновременно привлекая новых покупателей. В данном кейсе мы расскажем, как помогли аптечной сети продлить жизненный цикл клиентов и повысить прибыльность бизнеса.

Заказчик: Сеть аптек в 25 регионах России
География: Центральная Россия, Урал, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Сибирь, ХМАО, ЯНАО

Задачи:

  1. Увеличить средний чек в 1, 5 раза.
  2. Сделать окупаемость рекламных вложений прогнозируемой и научиться корректно рассчитывать экономику проекта через digital-каналы.

Этапы проекта

У клиента уже была запущена комплексная рекламная кампания с традиционным для фармацевтического ритейла подходом: performance-реклама в Яндексе и социальных сетях, программатики, а также использование товарных фидов. Ранее оптимизация кампаний проводилась на основе ROI с использованием сквозной аналитики. Однако такой подход не давал полного понимания ситуации, так как ROMI первого заказа в интернет-аптеке часто оказывался отрицательным, а окупаемость проявлялась только при учете повторных покупок, что требовало анализа данных из CRM.

Решение

Мы перешли на методику расчета LTV (пожизненной ценности клиента). Для анализа транзакций использовались данные из CRM-системы, где хранилась информация о покупках участников программы лояльности. За три года клиент накопил данные о всех покупках каждого клиента (это, на минутку, около 9 миллионов строк). Такой объем данных невозможно было обработать в Excel, поэтому наши аналитики разработали специальные скрипты на Python, что позволило сократить время расчетов до 15 минут.

Мы провели кластерный анализ данных в Python, сегментировав базу по принципу потребительского поведения (состава чеков). Для каждого сегмента выделили ключевые показатели: средний чек, частота покупок и определили наиболее перспективные аудитории.

Так мы смогли на основе данных понять, как часто клиенты совершают покупки, на какую сумму, в течение какого времени и какие товары наиболее популярны. В базе клиентов получилось 4 ключевых сегмента.

Изображение предоставлено агентством DeltaClick с сайта https://deltaclick.ru/

На основе анализа этих сегментов были разработаны стратегии по трем направлениям: привлечение новых клиентов, удержание текущих и возврат ушедших.
Приоритет в этой стратегии отдали удержанию и возвращению текущих клиентов, вот почему:

  1. Накопленная база из 9 млн контактов позволяла быстро запускать рекламные кампании на удержание.
  2. Сегментация базы давала возможность создавать персонализированные креативы, что повышало конверсию.
  3. Конверсия текущего клиента обходилась в два раза дешевле, чем привлечение нового.
Изображение предоставлено агентством DeltaClick с сайта https://deltaclick.ru/

Реализация стратегии

Рекламная кампания на широкую аудиторию включала таргетинги:

  • По ключевым словам: брендовые запросы, названия лекарств, конкуренты, агрегаторы, категорийные запросы.
  • Фиды, автотаргетинг, товарные кампании.

Мы тестировали как лаконичные объявления с логотипом аптеки и призывом заказать онлайн, так и эмоциональные визуалы. 

Изображение предоставлено агентством DeltaClick с сайта https://deltaclick.ru/

Использовались товарные фиды и контекстная реклама на поиске.

Изображение предоставлено агентством DeltaClick с сайта https://deltaclick.ru/


Параллельно велась доработка технической части аналитики:

  • Настроено API для автоматизации расчетов.
  • Все данные выведены в Power BI для удобства отчетности.
  • Настроены кастомные отчеты по LTV (общие и по сегментам в динамике).

    Таким образом, клиент видел выполнение плана, прибыль по всем сегментам в режиме реального времени с учетом LTV. После того, как в аналитику добавили ретро-данные до 2019 года, смог видеть ситуацию в динамике за несколько лет.
Изображение предоставлено агентством DeltaClick с сайта https://deltaclick.ru/

Результаты работы

По бизнес-показателям:

  • LTV регулярных покупателей вырос на 62% благодаря увеличению частоты покупок и срока сотрудничества.
  • LTV хроников увеличился на 20% за счет роста срока сотрудничества.
  • LTV родителей вырос на 22% благодаря повышению частоты покупок.
  • LTV сезонников снизился на 80% из-за изменений в системе подсчета.
  • Средний чек увеличился в 1, 5 раза.
  • Количество новых клиентов из онлайн-каналов выросло в 2 раза (с 264 тыс. до 464 тыс.) за 1, 5 года.

По маркетинговым показателям:

  • Достигнута рекордно низкая стоимость целевого действия в контекстной рекламе (на треть ниже, чем у конкурентов, по данным отчета Яндекса).
  • При небольшом росте стоимости клика коэффициент конверсии и количество конверсий превышают показатели конкурентов в 2–3 раза.

Планы на будущее:

  • Дальнейшая детализация сегментов с точки зрения аналитики.
  • Оптимизация рекламной кампании на основе полученных данных.