Когда вы обращаетесь в веб-студию для создания сайта или мобильного приложения, первым этапом вам, скорее всего, предложат провести предпроектную аналитику. Если возникнет желание отказаться, советуем не торопиться с отказом. Давайте разберемся, почему.

Что такое аналитика и почему она важна?

Предпроектная аналитика — это фундамент любого проекта. Она помогает собрать ключевые данные и определить, какие функции действительно важны для ваших пользователей. Для стартапов часто используют методы TAM-SAM-SOM или бенчмаркинг, а для улучшения внутренних сервисов проводят кастдев (customer development).

Аналитики в рамках предпроектных исследований изучают цели проекта и на их основе определяют объем работ, состав задач и будущий функционал. В 80% случаев именно предпроектная аналитика становится отправной точкой.

Что включает в себя предпроектная аналитика?

  1. Видение проекта

Этот этап отвечает на ключевые вопросы: для кого и зачем создается продукт? В Figma или другом инструменте прописываются цели, задачи, боли клиента и его аудитории, а также предлагаемые решения.

Изображение предоставлено автором.

Зачем это нужно?

  • Синхронизировать понимание задач между заказчиком и исполнителем;
  • Структурировать информацию;
  • Превратить идею в четкую и понятную концепцию.
  1. Анализ целевой аудитории (ЦА)

Если бизнес или стартап создает продукт, ориентируясь только на свои интересы, с вероятностью 90% он потерпит неудачу.

Например, если вы работаете в сегменте B2B, и ваша целевая аудитория — владельцы малого бизнеса, то им важно видеть, как ваш продукт поможет сократить расходы, избежать ошибок и увеличить доходы.

Изображение предоставлено автором.

Зная это, можно реализовать действительно полезные функции, например, калькулятор экономии, интерактивные сценарии или демонстрацию интерфейса. 

Изучение целевой аудитории строится на данных о реальных людях, а не на абстрактных персонажах. Чтобы глубже понять потребности пользователей, мы используем опросы через Google Forms, анализируем отзывы и обсуждаем темы на специализированных платформах.

Для подтверждения результатов собираем скриншоты, которые наглядно демонстрируют существующие проблемы. 

Изображение предоставлено автором.

Персонаж максимально приближен к реальности. У него есть не только проблемы и потребности, но и имя, возраст, уровень дохода, интересы и даже черты характера. 

Почему это важно? Чем более «живым» и детализированным будет персонаж, тем проще понять, как ваш продукт может решить его задачи.

  1. Анализ конкурентов

На этом этапе аналитики изучают продукты конкурентов, чтобы перенять их успешные решения и избежать повторения ошибок. Это помогает создать более конкурентоспособный продукт.

Изображение предоставлено автором.
  1. Структура проекта

На основе проведенных исследований определяется функционал и создается схема проекта. Она показывает, как будут связаны страницы, что войдет в шапку, а что в футер. Это основа для создания прототипа и дизайна.

Изображение предоставлено автором.

Какие преимущества дает аналитика?

Аналитика позволяет создать интерфейс, который ориентирован на реальные потребности пользователей, а не на предположения.

Без анализа легко ошибиться с функционалом, что может привести к низкой вовлеченности и оттоку пользователей. Исправление таких ошибок на поздних этапах обойдется значительно дороже.

Ниже показали зависимость стоимости исправления ошибок от момента их выявления. Чем раньше исправить найденные ошибки, тем дешевле они обойдутся.

Изображение предоставлено автором.