Когда вы обращаетесь в веб-студию для создания сайта или мобильного приложения, первым этапом вам, скорее всего, предложат провести предпроектную аналитику. Если возникнет желание отказаться, советуем не торопиться с отказом. Давайте разберемся, почему.
Что такое аналитика и почему она важна?
Предпроектная аналитика — это фундамент любого проекта. Она помогает собрать ключевые данные и определить, какие функции действительно важны для ваших пользователей. Для стартапов часто используют методы TAM-SAM-SOM или бенчмаркинг, а для улучшения внутренних сервисов проводят кастдев (customer development).
Аналитики в рамках предпроектных исследований изучают цели проекта и на их основе определяют объем работ, состав задач и будущий функционал. В 80% случаев именно предпроектная аналитика становится отправной точкой.
Что включает в себя предпроектная аналитика?
- Видение проекта
Этот этап отвечает на ключевые вопросы: для кого и зачем создается продукт? В Figma или другом инструменте прописываются цели, задачи, боли клиента и его аудитории, а также предлагаемые решения.

Зачем это нужно?
- Синхронизировать понимание задач между заказчиком и исполнителем;
- Структурировать информацию;
- Превратить идею в четкую и понятную концепцию.
- Анализ целевой аудитории (ЦА)
Если бизнес или стартап создает продукт, ориентируясь только на свои интересы, с вероятностью 90% он потерпит неудачу.
Например, если вы работаете в сегменте B2B, и ваша целевая аудитория — владельцы малого бизнеса, то им важно видеть, как ваш продукт поможет сократить расходы, избежать ошибок и увеличить доходы.

Зная это, можно реализовать действительно полезные функции, например, калькулятор экономии, интерактивные сценарии или демонстрацию интерфейса.
Изучение целевой аудитории строится на данных о реальных людях, а не на абстрактных персонажах. Чтобы глубже понять потребности пользователей, мы используем опросы через Google Forms, анализируем отзывы и обсуждаем темы на специализированных платформах.
Для подтверждения результатов собираем скриншоты, которые наглядно демонстрируют существующие проблемы.

Персонаж максимально приближен к реальности. У него есть не только проблемы и потребности, но и имя, возраст, уровень дохода, интересы и даже черты характера.
Почему это важно? Чем более «живым» и детализированным будет персонаж, тем проще понять, как ваш продукт может решить его задачи.
- Анализ конкурентов
На этом этапе аналитики изучают продукты конкурентов, чтобы перенять их успешные решения и избежать повторения ошибок. Это помогает создать более конкурентоспособный продукт.

- Структура проекта
На основе проведенных исследований определяется функционал и создается схема проекта. Она показывает, как будут связаны страницы, что войдет в шапку, а что в футер. Это основа для создания прототипа и дизайна.

Какие преимущества дает аналитика?
Аналитика позволяет создать интерфейс, который ориентирован на реальные потребности пользователей, а не на предположения.
Без анализа легко ошибиться с функционалом, что может привести к низкой вовлеченности и оттоку пользователей. Исправление таких ошибок на поздних этапах обойдется значительно дороже.
Ниже показали зависимость стоимости исправления ошибок от момента их выявления. Чем раньше исправить найденные ошибки, тем дешевле они обойдутся.
