Изображение предоставлено Wunder Digital с сайта unsplash.com, автор – Владислав Петрушкевич
Digital-рынок Казахстана: тренды и возможности
Инновационный digital-хаб Wunder Digital изучил особенности цифрового рынка Казахстана в 2022 году
Динамика и особенности digital-рынка Казахстана
Экономический ландшафт Казахстана меняется вместе с новыми условиями, связанными с кризисом за рубежом, и активно возрождается после прошедшей пандемии. Бизнес занят перестройкой своих стратегий продвижения. С 2020 года объем инвестиций рекламного рынка Казахстана постоянно растет. В 2021 году вложения по всем медиаканалам составили более 80 млрд. тенге. В 2022 году они приблизились к 100 млрд.
Инвестиции в диджитал в стране за последние 5 лет увеличились в два раза. Вложения в интернет-рекламу уже можно сравнивать с бюджетами на ТВ. В 2022 году они были порядка 35 млрд. тенге. Диджитал и ТВ каналы являются лидерами медиарынка и занимают примерно по 40% всех инвестиций в рекламу. Остальные каналы сильно отстают от них. Реклама в digital практически на 50% выше ТВ-рекламы по уделяемому пользователями времени просмотра.
В 2023 году инвестиции в диджитал увеличатся и составят порядка 43%. Ключевые причины перераспределения рекламных бюджетов в «цифру»:
- рост инфляции в offline-медиа;
- растущее доверие и широкий охват у digital-рекламы;
- расширенные возможности персонализации обращений.
Аудитория сети Интернет в Казахстане
Уровень проникновения сети интернет в Казахстане порядка 89,2%, это высокий показатель, где 17,3 млн человек из 19,5 млн присутствуют в сети. Региональное распределение традиционно, наибольший трафик сосредоточен на крупных городах и столице, в других регионах трафик распределен равномерно. Большинство пользователей – 76% пользуются мобильными гаджетами и 60% идет только на мобильный трафик. Основной поисковик – это Google (83%).
Портрет казахстанского пользователя интернета следующий:
- 48% мужчин, 52% женщин;
- 41% — приходится на людей 20-41 года, 29% — на возраст 6-19 лет;
- 88% работают в Казахстане;
- 89% присутствуют в сети каждый день;
- основные интересы — соцсети, покупки, поиск информации, новости, игры, музыка, мессенджеры и видео.
Вид пользовательской активности в течение суток меняется. Утром люди читают новости и слушают музыку, днем – период общения в соцсети, вечер в основном посвящен видеопросмотрам.
Популярные сайты и приложения
Первое место в рейтинге локальных сайтов 2022 года занимает информационный портал tengrinews.kz. На втором месте по посещениям – погодный ресурс gismeteo.kz. А на третьем месте находятся сайты nur.kz, olx.kz и zakon.kz.
Среди мобильных приложений лидирует WhatsApp (13,2 млн. посетителей), на втором месте находится маркетплейс Kaspi.kz, третье место делят YouTube и визуальная социальная сеть, которую не принято называть в РФ. Видео в основном просматривают в YouTube (12 млн. посетителей), аудио любят прослушивать в «Яндекс.Музыке» (2,7 млн.).
Посещаемость мессенджеров и соцсетей
Безусловным лидером является визуальная социальная сеть, которая в РФ не используется. У нее 10,9 млн. посетителей. Немногим меньше посетителей у TikTok (10,8 млн.). Почти в 2 раза ниже посещаемость «ВКонтакте» и «Одноклассников» (5 и 4,9 млн., соответственно).
«ВКонтакте» и «Одноклассники» отличаются более возрастной аудиторией, в TikTok лица в возрасте 18-34 года составляют 54%. Абсолютное лидерство среди мессенджеров занимает WhatsApp, почти вдвое меньше аудитория Telegram и замыкают список Skype и Viber. Преобладающая аудитория всех мессенджеров – люди в возрасте 20-34 года.
Рынок электронной коммерции
Онлайн-шопинг наращивает популярность вместе с количеством интернет-пользователей. Рынок электронной коммерции за последние 4 года увеличился в денежном выражении почти в 4 раза и в 2 раза по средней сумме покупки и числу транзакций. Основная доля покупок совершается на маркетплейсах – 83%, покупки с помощью мобильных гаджетов составляют 93%.
Основными точками онлайн-торговли являются два ресурса: казахстанский маркетплейс Kaspi.kz и международный портал Wildberries. Рынок электронной коммерции активно развивается, об этом говорит рост покупок у местных онлайн-игроков, в числе которых магазины и сервисы.
Резюме: тренды и перспективы рынка
Рост диджитал-рынка в 2023 году ожидается благодаря рекламе в сети интернет. Ее главные преимущества – доверие пользователей, максимальный охват аудитории. Персонализация обращений от брендов является критически важным фактором, ее ожидают порядка 70% пользователей.
В тренде мобильная реклама, которая становится все более актуальной благодаря росту трафика со смартфонов. Этот вид рекламы способствует росту продаж и расширению клиентской базы.
Социальные сети становятся точкой привлечения внимания потребителей. Бизнес должен учитывать потенциал соцсетей, как каналов связи с целевой аудиторией. Самыми эффективными инструментами 2023 года являются инфлюэнс, комьюнити-маркетинг и таргетинг в соцсетях.
Самый востребованный вид контента в сети это видео, поэтому бизнесу нужно активно запускать рекламу на всех доступных площадках.
Рынок электронной коммерции становится все более популярным, его емкость далеко не исчерпана. Количество появляющихся онлайн-игроков пока не успевает за спросом и это отличная перспектива для местного бизнеса.
Формат индустриальных измерений Cross Media эффективности (TV+Digital) рекламы в Казахстане отсутствует, что является перспективным для создания programmatic-платформ и применения других сервисов аналитики агентствами и компаниями. Многосторонняя аналитика позволяет определить новые точки роста бизнеса.
В целом, диджитал-рынок Казахстана обладает высоким потенциалом благодаря постоянному росту пользователей мобильных устройств и интернета в целом, поддержки ИТ-отрасли государством и наличием квалифицированных кадров.