В статье Станислава Брыкова, основателя и креативного директора Agentura Studio, рассказывается, как сегодня можно использовать ИИ в видеопроизводстве.

Какой процент работы ему можно отдать, а что оставить исключительно ручному исполнению? Какие есть юридические риски и недостатки? Как это отражается на бюджете и скорости производства? Из этой статьи вы узнаете, что интересного происходит в мире в области видеопродакшена в связке с искусственным интеллектом.

Почему он это рассказывает

Сегодня искусственный интеллект не использует только ленивый или ярые ИИфобы. Не удивительно, что он просочился и в видеопродакшн. Нейросети дают инструменты и возможности, которые ранее были недоступны, и приходилось тратить десятки и сотни часов на моделирование сцен в 3D или тратить огромные бюджеты на постройку павильонов, реквизит, костюмы, съемки, массовки и пр.

Сейчас всё это делается одним промптом — ладно, я немного слукавил. На самом деле, одним промптом не обойдёшься: могут уходить часы и дни, и сотни, и тысячи генераций, чтобы получить один идеальный кадр.”, – уточняет Станислав Брыков.

​​Скорость развития генеративных нейросетей поражает воображение — то, что вчера еще казалось невозможным, сегодня уже в ходу. Крупнейшие бренды так или иначе его применяют в своих рекламных кампаниях.

​​Креатив при помощи ИИ на собственном опыте

В агентстве Agentura Studio используют ИИ уже не первый год. Еще год-полтора назад ИИ годились разве что для генераций референсов или эскизов для презентации креативных концепций клиенту. Но это было год назад, ибо ИИ развиваются быстрее, чем Станислав успевает читать про это новости.

​​Первый ТВ-ролик с применением ИИ в Agentura Studio сделали осенью 2024, и хотя хапнули немало проблем как с производством, так и с юридической частью, но влюбились в этот инструмент и используют его теперь почти во всех проектах в большей или меньшей степени.

​​Итак, давайте разбираться по порядку: как сделать рекламный видеоролик при помощи ИИ? И стоит ли вообще это делать?

​​Может ли нейросеть выдать реально рабочую идею рекламного ролика

​​Спросите любого креативного директора или маркетолога, может ли нейросеть создать идеальный креатив рекламного ролика — и ответ будет однозначным: нет!

​​Представьте себе ИИ как очень тупого сотрудника, который вчера прочитал весь интернет, но не знает, что с этой информацией делать. По сути, вот с чем мы работаем. Нейросети могут делать что угодно, и один из вариантов использования — это генерация идей.”, – рассказывает Станислав Брыков.

Отлично решает проблему чистого листа: когда идей нет или случился какой-то ступор. В них можно закидывать тезисы и просить предлагать варианты, докурчивать их до бесконечности, усложнять промпты, просить рассмотреть идею с разных ракурсов и из этого потока нейробреда найти ту самую звенящую идею, которая взорвёт интернет.

​​Например, во время создания креативной концепции для бизнес-центра AIR Станислав просмотрел десятки идей от нейросети и среди кучи банальностей и буквально бредовых идей выбрал эту:

Изображение предоставлено агентством Agentura Studio с сайта agentura.studio

​​Из неё родилась идея «AIR – заряжен на успех»

​​​​Другая нейросеть помогла создать визуализацию этой идеи, которая в итоге и была принята клиентом.

Изображение предоставлено агентством Agentura Studio с сайта agentura.studio

​​Это стало фишкой Agentura Studio. Ребята сначала показывают как они умеют, потом получают контракт!

Понравилось, что вы быстро и до контракта поработали с нейронкой, и получился такой интересный, необычный результат. Среди всех вариантов, что нам предлагали, — этот был один из самых быстрых, эффектных и, что называется, в яблочко попали!”, – говорит ​​ Натали Степанцова, руководитель управления маркетинга, рекламы и PR Tekta Group.

​​Продакшн видеороликов при помощи нейросети

​​Использование нейросетей в видеопродакшне даёт массу возможностей и простора для творчества, но также и оставляет ещё открытыми множество вопросов.

​​Риски для бренда: как воспримет аудитория рекламный ролик, сделанный при помощи ИИ

​​Людям предстоит ещё долгий путь принятия обществом идеи о том, что нейросети уже плотно вошли в нашу жизнь, и дальше будет только интересней! И тот, кто сегодня ярый противник или по каким-то причинам отстаёт, скоро может оказаться за бортом.

​​Несмотря на все прекрасное, что могут дать нейросети, не всегда ожидаемый результат соответствует реальности. Например, однажды крупный мировой бренд Coca-Cola решил обновить культовый рождественский ролик 1995 года, следуя модным тенденциям.

Они попытались создать ту же атмосферу, раскадровку. Хотели передать дух Рождества! Но теперь ролик был полностью на 100% сгенерирован нейросетью. Идея не получила восторженных откликов у аудитории. Более того, это стало поводом для хейта и в сети практически тут же появилась пародия, «вирусный вариант», полностью состоящий из «глючных» генераций тех же кадров, что и в ролике.

Другой производитель напитков, Zevia, использовал эту ситуацию в своей новогодней рекламе.

Coca-Cola долгое время выделялась на рынке именно в период праздников благодаря культовому маркетингу с Санта-Клаусом, красными грузовиками доставки и милыми белыми медведями. Видео Zevia начинается с глючных кадров в стиле «зловещая долина», где Санта на квадрокоптере, мишка поедает подарки, персонажи с тремя руками, праздничный трактор бодро размазывает снеговика по дороге. Затем живые актеры в традиционной манере рекламируют напитки Zevia, подчеркивая их естественный состав.

​​Вывод: Tone of voice бренда должен сочетаться с технологией. Делать что-то душевное, что должно затрагивать самые глубинные чувства лучше старым добрым «кожаным» (ламповым) методом.

​​Искусственные вещи могут быть удобными, но они также могут вызывать беспокойство у людей — от видеороликов с ИИ без ощущения человеческой связи до газировки с искусственными ингредиентами,” — заявила в пресс-релизе директор по маркетингу Zevia Кирстен Суарес.

Еще один, позитивный пример: Сбер справился с задачей и представил свой рекламный ролик, созданный нейросетьюKandinsky.

​​​​Ролик посвящён Международному женскому дню 8 марта, а ещё демонстрирует возможности российских систем искусственного интеллекта в создании подобного контента. По мнению Станислава, получилось очень неплохо.

​​Какие нейросети используют в Agentura Studio для производства рекламных роликов и как

​​На сегодняшний день существует бесчисленное множество нейросетей, способных создавать видео очень убедительного качества (перечислять их бессмысленно, их тысячи, и это число растет с каждым днем).

​​​​Я расскажу о базовых принципах. Главный «затык» при использовании нейросетей в видеопродакшне – получение предсказуемого результата. Нейросеть умеет «додумывать», если что-то не учтено в промпте. Потом мы получаем обратную связь от клиента, вносим правки… (куда же без них)”, – поясняет Станислав Брыков.

​​​​Image-to-video

​​Идеально подходит для максимального контроля.

​​1. Сначала создаётся картинка или сразу несколько картинок, которые складываются в раскадровку ролика. Можно вносить любые корректировки, дорабатывать их фотошопом, заменять отдельные элементы и следить за тем, чтобы все персонажи были похожи сами на себя в разных кадрах (для этого обучают нейросеть на основе набора из множества фото актёра, про юридические аспекты — ниже).

​​2. Каждая картинка «оживляется» нейросетью при помощи промптов, в которых специалисты агентства прописывают действия актёров, контролируют движение камеры и так далее. Иногда они даже снимают «черновое» видео, чтобы показать нейросети, что действительно от неё хотят.

​​Референс. Записывали движение рук, свайп по айпаду

Изображение предоставлено агентством Agentura Studio с сайта agentura.studio

​​​​Финал. Финальный кадр из ролика

​​​​Редко, когда удается получить нужную генерацию с первого раза. Обычно приходится делать десятки или даже сотни проб и ошибок, постоянно корректируя промпт.

​​Text-to-video

​​Если на первом месте не стоит визуальный контроль, то можно использовать генерации только на основе текстовых промптов. Есть также микс из обеих технологий, когда «скармливают» нейросетям отдельные образы персонажей, локаций или предметов, и описывают какой кадр с какими действиями хотят получить.

​​​​Отлично подходит для быстрого создания рилсов-мемов, а генерации получаются реалистичными, так как специалисты не заставляют нейросеть следовать полностью своим изображениям, и она использует весь свой потенциал, на котором обучалась. Для примера, пара популярных видео такого формата.

​​1. Бегемот – питомец пенсионерки

2. ​​Уличное интервью “А вы знаете, что вы нейросеть”

​​​​Юридические риски при создании рекламных роликов нейросетью и как их минимизировать

​​В сети не утихают споры о том, чем на самом деле является произведение, созданное нейросетью: защищены ли авторским правом видео или изображения, сгенерированные ИИ? И что будет, если нейросеть случайно создаст персонажа, похожего на Брэда Питта?

​​Нейросети не создают оригинальный контент, будь то текст, изображение или видео. Вместо этого они часто используют фрагменты уже существующих работ, что может нарушать исключительные права третьих лиц — как авторов, так и других правообладателей.

​​Согласно закону об авторском праве от 9 июля 1993 года N 5351-1 — под защиту авторского права попадают объекты, созданные человеком в результате творческого труда. Но нейросеть не человек, а, соответственно, результаты её труда не могут быть защищены. Но если нейроинженер при работе с роликом вложил львиную долю усилий и времени — дорабатывая и улучшая его посекундно, покадрово — является ли такое произведение, созданное при участии человека и с творческой составляющей, объектом авторского права?

На самом деле вопросов тут больше, чем ответов. В РФ закона о регуляции произведений, созданных с помощью нейросетей, просто пока не существует.

​​​​Поэтому, чтобы избежать юридических рисков в будущем, Agentura Studio опирается на базовые законы об авторском праве.

​​Когда они делали свой первый ролик с использованием ИИ для ТВ, то имели длинный-предлинный зум с юридическим отделом клиента.

Да, не исключено, что в процессе генерации изображений может появиться кто-то похожий на конкретную личность. Чтобы избежать подобных рисков, специалисты агентства рекомендуют использовать настоящих моделей/актеров. Делать с ними техническую фотосессию и подписывать все необходимые права использования, а на основе полученных снимков обучать нейросеть, чтобы в ролике и рекламных материалах появился конкретный персонаж.

​​​​Более лёгкий способ – выкуп в стоках картинки с правом «модифицировать» изображение.

​​Нейросети в рекламе — это новая реальность

​​Нейросети в видеопродакшне — это не «написал промпт — получил готовый ролик». Это сложная составляющая из множества этапов от генерации идей до финального релиза. Но, без сомнения, ИИ позволяет сделать то, что раньше стоило сильно дорого и производилось долго.

Основная проблема в классическом продакшне — если ты не снял хороший кадр, ты его не снял. Точка. С нейросетями можно дорабатывать и улучшать проект до бесконечности. Ещё пара сотен генераций и мы получаем то, что хотим.“, – делится опытом Станислав Брыков.

​​ИИ – это уже рабочий инструмент для создания простых визуальных историй, где нет сложной драматургии. Либо для создания действительно фантастических, нереальных миров, для производства которых в случае классического продакшна потребовались бы многомиллионные бюджеты.

​​​​Нейросеть решает сразу ряд проблем:

  • ​​Нужно снять то, чего не существует в реальности (на примере премиального бизнес-центра AIR) на момент разработки ролика проект был на стадии котлована и снимать в чужих «похожих» локация — не лучшая идея. И в этом случае рушится сама идея инновационности и технологичности.
  • ​​Проблема чистого листа — ИИ можно использовать как команду для мозгоштурма и генерировать сотни идей, среди которых выбрать одну-две рабочих, дорабатывать, докручивать и пускать их в производство.
  • ​​Есть вилка по бюджету, в которую нужно вписаться — нейросеть позволяет отказаться от съёмочной команды частично или полностью, когда основной концепт или идея предполагает дорогостоящие съёмки.
  • ​​Визуализировать сразу драфт финального результата. Когда в классическом видеопродакшне можно опираться только на текстовый сценарий и референсы. И итоговый результат не всегда получается таким, каким его представляли в начале работы над проектом.
  • ​​Огромный потенциал — среди прочего, создание бренд-маскотов без дорогостоящего 3D-моделирования и анимации. Можно выпускать контент хоть каждый день – от рекламных роликов до «кружочков» в соцсетях.

​​​​Недостатки нейросетей:

  • ​​Нейросети видно, как ни крути. Добиться максимальной реалистичности пока никакой нейросетью не получается. И скрывать то, что «под капотом» вашей рекламной кампании нейросеть пока рано.
  • ​​Юридическая составляющая в серой зоне — нет законов регулирующих контент, созданный нейросетью. Нет ответов. Только большой список вопросов. Но можно руководствоваться здравым смыслом и работать в рамках существующих законов об авторском праве.
  • ​​Аудитория разделилась на два лагеря — «За» и «Против». Нужно время, чтобы люди привыкли, что почти вся реклама скоро будет ИИшная.
  • ​​Страх и неизвестность — тут, как говорится, «и хочется, и колется».

​​​​В перспективе Станислав видит изменение привычного пайплайна «сценарий-раскадровка-ролик».

​​Вместо этого можно выбирать из получаемых генераций самое удачное, «вкусное», смешное, красивое (нужное подчеркнуть) и внедрять это в истории, которые будут лучше всего трогать нужные струнки у зрителей.

​​Используйте нейросети. Но используйте с головой (обычной, человеческой). Ведь это классный инструмент, но только инструмент.

​​Как сказал хороший друг Станислава и режиссер Михаил Перловский:

Если идея или история классная, то зрителю понравится, даже если у персонажа в каких-то кадрах будет три ноги».