Маркетплейсы зарабатывают больше магазинов - Marketing Tech

Статистика октября, результаты “черной пятницы” и  тренды 2021 года

Два года назад маркетплейс  Wildberries обогнал по обороту от продаж в онлайн лидера  fashion-рынка – Спортмастер. Уже тогда было замечено, что маркетплейсы вытесняют онлайн магазины классических ритейлеров. Свежая статистика подтверждает это наблюдение. 

В 2020 году во время “черной пятницы” (11 ноября) российские пользователи потратили на 45% меньше, чем в аналогичный период 2019 года.  Однако ведущие маркетплейсы заявили, что их выручка во время периода распродаж в 2020 году “побила рекорды”. 

  • У Wildberries недельная аудитория выросла в 2,5 раза – свыше 5,3 млн уникальных пользователей. 11 ноября пользователи заказали в 2,3 раза больше товаров –  5,1 млн единиц.   
  • За один день распродажи на Joom, россиянам продано в девять раз больше, чем в обычный день. Если сравнивать с прошлым годом, товарооборот увеличился вдвое, а средний чек вырос на 8%.
  • За сутки на “Яндекс.Маркете” количество заказов и выручка удвоились.
  • На AliExpress российский сегмент пользователей за неделю купил на 12% больше товаров, чем в 2019 году. Оборот вырос на 19,3 млрд рублей. Российские продавцы площадки выросли в 1,3 раза, до 3,3 млрд рублей.
  • Ozon также отмечает рост оборота по сравнению с прошлым годом (одежда и красота +128%, товары повседневного спроса +74%, электроника и крупная бытовая техника +121%) 
  • Выручка Детского мира утроилась. Оформлено 170 тыс. онлайн-заказов.

Кроме того, маркетплейсы отмечают значительный рост активности продавцов. 

Общая перспектива онлайн-торговли менее радужная, чем во время весеннего карантина. По статистике сервисов доставки и онлайн-платежей в октябре по сравнению с апрелем: 

– средний чек снизился на 45%;

– заказы еды на дом уменьшилось на 23%, а их средняя стоимость почти не изменилась — 1100 рублей; 

– продажа одежды и обуви сократилась на 67%; 

– средний чек за бытовую технику упал на 30%. 

В целом, россияне стали больше экономить по сравнению с весной. 

Ромир спрогнозировал поведение потребителей в 2021 году. Количество экономных покупателей увеличивается. 

Год Доля покупателей недорогих брендовДоля покупателей скидочных товаров 
20143%23%
201917%33%
202126%38%
Прогноз изменения поведения потребителей в 2021 году

Процент потребителей, не собирающихся экономить, в 2021 г. может сократиться до 7%, против 16% в 2019 г.

Экономные настроения Ромир отмечает на фоне рекордного роста расходов в октябре 2020 года – на 5,7% за месяц, а по сравнению с октябрем 2019 года на  6,4%.  По прогнозу исследователей в будущем году продажи упадут в 90% категорий.  Больше всего пострадает область развлечений и люкс: 

34% респондентов уменьшают расходы на кинотеатры,

29% — на предметы роскоши, 

27% — на рестораны. 

Экономичность покупателей отмечают и ритейлеры. Продукты покупают в нескольких местах, выбирая наиболее дешевые товарные позиции. Стратегия “заманить скидками” и “набить тележку дорогими товарами” становится менее эффективной. Переплачивать за “имя” тоже находится все меньше желающих и ритейлеры берут курс на недорогие бренды. Правда, есть исключения. Покупатели рассматривают приобретение дорогих товаров как инвестиции. Например, не экономят на качественной бытовой технике. Поэтому альтернативой глобальному демпингу на сейлах может стать маркетинговая политика, увеличивающая настоящую (а не выдуманную рекламщиками) ценность товара в глазах потребителей. Объяснение ценовой политики будет эффективно при реально высоком  уровне качества. 

Несмотря на снижение подушевых доходов, тренд роста интернет-продаж сохраняется. По самым скромным подсчетам крупнейшего логиста страны  – Почты России, рынок электронной коммерции к 2024 году вырастет в 3 раза. Электронная коммерция:  в 2019 году составляла 10% общего товарооборота, в  2020 году – 17%, в 2021 прогнозируется в районе 22%. При этом в РФ на душу населения приходится в шесть раз меньше посылок, чем в Германии и в 22 раза меньше, чем в Китае.  

Еще один тренд – “взрывной рост на курьерскую гиперлокальную доставку”. Объем услуг Почты России по этому направлению увеличился на 54%. 

Актуальность перечисленных трендов подтверждают действия Яндекс.Маркета. Ради снижения стоимости товара в период распродаж и  расширения  ассортимента, он снизил комиссию до одного рубля  за размещение товаров.  Сейчас маркетплейс – флагман запускает модель продаж с доставкой из магазина, которая позволит продавцам размещать товары даже в тех регионах, где нет инфраструктуры Яндекса. 

Время витиеватых каналов сбыта, основанных на цепочках перепродаж уходит.  Остается продукт, покупатель и клиентский сервис, заполняющий пространство между ними. Какими будут маркетплейсы в следующем году?  Как вы думаете? 

Оставить комментарий