Фото – Егор Мызник, источник -https://unsplash.com/
YaC-2020 – фильм, который сняли вместо ежегодной технологической конференции Яндекса, рассказывает о развитии сервисов флагмана отечественных IT-технологий. Сам по себе фильм является отличным образцом продающего видео. С одной стороны, он демонстрирует маркетинговые стратегии, сработавшие у Яндекса, а с другой – показывает тренды, ниши и каналы для продвижения собственного продукта.
Marketing TECH подготовил саммари о сервисах, представленных на YaC-2020.
Банк для Яндекса
Управляющий директор Яндекса Тигран Худавердян выразил сожаление из-за того, что сделка с Тинькофф банком не состоялась и уклончиво прокомментировал нашумевшие негативные высказывания Олег Тинькова.
На вопрос, будет ли у Яндекса свой банк, Тигран Худавердян ответил, что первопричина другая: “Мы хотим построить одного из крупнейших игроков на рынке электронной коммерции в России. Мы хотим, чтобы люди могли покупать на Яндексе миллионы товаров и доставлять их. Невозможно построить сервис электронной коммерции без комплементарного финансового сервиса в экосистеме”.
Яндекс.Маркет
Татьяна Умряева, директор по развитию Яндекс.Маркета, рассказала, что приложение уже 20 лет помогает выбирать и покупать товары. Сейчас сервис сам собирается осуществлять доставку и расширить ассортимент до пяти миллионов наименований. Для сравнения, ассортимент среднего гипермаркета – 150 тысяч товаров.
При этом Маркет продолжает быть маркетплейсом и не планирует становиться ритейлером.
Для хранения пяти миллионов товаров у Маркета три собственных и один партнерский склад. Это не считая центрального логистического центра в Подмосковье, который расширяется до 100 тыс. кв. метров. В нем будет установлена современная линия автоматической обработки заказов. “И это то, чем мы будем заниматься следующего годы – построением системы, которая позволит передвигаться посылкам по всей стране”, – сообщил Тигран Худавердян.
Платформа для курьеров
Новое приложение Courier Platform на основе алгоритмов маршрутизации Яндекса, позволяет точнее планировать маршруты курьеров от покупателя к покупателю. Это дает возможность заранее рассчитать, с учетом пробок, интервал времени, в котором будет произведена доставка.
Яндекс.GO
Go объединил в приложении несколько логистических сервисов: заказ такси, еды, продуктов, доставки посылок и т.д. Сервис есть в 600 городах России и осуществляет более 100 тысяч доставок для других компаний. Это работает потому, что в любой точке города находится много водителей и курьеров, готовых за пять-семь минут забрать что-либо на доставку. Если у магазина или общепита бывает небольшое количество заказов, то своего курьера содержать не имеет смысла. Проще воспользоваться Яндексом.
Для покупателя удобнее получить товар дома, чем за те же деньги купить в офлайн-магазине, т.к. экономится время на дорогу.
Яндекс.Лавка
Сеть близко расположенных микро складов позволяет сократить время ожидания еды из интернет-магазина до 4-12 минут. При этом стоимость доставки снижается вплоть до 0. Если расстояние между складами больше, чем расстояние, которое можно пройти за 7 минут, то увеличившийся пробег повышает себестоимость и ничего не получается.
При запуске Лавки маркетологам пришлось решить проблему со скоропортящимися свежими фруктами и овощами с помощью организации службы поддержки клиентов. В качестве примера CEO Лавки Илья Красильщик приводит арбуз, который занимает много места и тяжел в доставке: “Арбуз – это арбуз. Это вещь в себе. Неизвестно, что ждет вас внутри. Поэтому мы просто наклеивали стикер на каждый арбуз, с просьбой дать знать, если этот арбуз недозрелый или перезрелый, обещая исправить все наилучшим образом”. Илья уверен, что когда люди критикуют сервис, они помогают его усовершенствовать.
Сейчас в выборе товаров для Яндекс.Лавки задействована команда Яндекс.Шефа, имеющая “колоссальную экспертизу в еде”. Отбираются поставщики, которые выпускают товар под торговой маркой Лавки, формируя ее бренд.
У Лавки более трех сотен складов по Москве. Работа такого сервиса стала возможна только благодаря огромной аудитории и технологиям Яндекс.
Доставка в один клик
Курьер из интернет-магазина часто приходит не вовремя, а его ожидание и встреча причиняют покупателю беспокойство. Яндекс намерен лечить эту “боль клиента” доставкой в один клик.
Ночью заказанный товар отправляется в ближайшую Лавку. Начиная со следующего после заказа дня, товар могут доставить в любое удобное время. Покупателю достаточно кликнуть на одну кнопку в смартфоне и курьер лавки принесет заказ за 15 минут. Дополнительных форм для получения заказа заполнять не понадобится.
Яндекс.Заправки
Сервис позволяет оплачивать горючее с помощью приложения, не выходя из машины. После оплаты бензина “вываливается” меню Яндекс.Еды. Можно сделать заказ, который принесут буквально за 2 минуты прямо в авто.
В сети Яндекса уже более семи тысяч АЗС – почти четверть розничного рынка автомобильного бензина в России. В этом году к проекту присоединился один из крупнейших в России ритейлеров Роснефть.
“Чем оплата через приложение отличается от оплаты в кассу? Эти пятьдесят метров лени ничего не решают. Наверное, в этом ценность Яндекса, делать невероятно крутые решения и продукты просто из ничего”, – восхищается Роман Прудников, руководитель Яндекс.Топлива.
Яндекс.Плюс
Сервис предназначен для подписки на контент в Яндекс.Музыке и КиноПоиске. Подписная модель позволяет Яндексу не только приобретать фильмы у производителей, но и снимать собственные сериалы.
У Яндекс.Плюс уже более пяти миллионов пользователей только в России. Раньше подписчикам предлагалась скидка в каршеринге и такси, теперь ее заменили кэшбэком. “Мы запустили кэшбек с баллами три месяца назад. Сейчас выдали уже больше миллиарда баллов нашим пользователям.
Мы хотели, чтобы все скидки, бонусы, акции – все, что мы делали в разных сервисах, объединилось в одну большую программу лояльности. Чтобы пользователь, совершая транзакции на разных сервисах Яндекса, получал себе кэшбек и мог тратить его на других сервисах”, – рассказывает Андрей Гевак, руководитель Яндекс.Музыки.
Как видим, сервисы экосистемы Яндекс отличает комплексный подход к исцелению “болей клиентов” и постоянный поиск идей “в несовершенстве мира” для его дальнейшего улучшения. Можно говорить, что Яндекс – гигант и его идеи не применимы в практике обычного маркетолога, но не стал ли Яндекс гигантом благодаря своим идеям, упакованным маркетингом?