Эксперты Data Insight опубликовали новый прогноз роста рынка электронной коммерции в России. В этом прогнозе они учитывают только российские компании с интернет-магазинами, которые также имеют склады в России. Оценка рынка электронной коммерции не учитывает онлайн-продажи услуг, контента или розыгрыши. Данные также не включают покупки на зарубежных сайтах и приобретение иностранными гражданами товаров в наших магазинах.

Сначала приведем краткий ретроспективный обзор рынка.

Рынок e-commerce в России в 2011–2019 гг.

В 2011–2019 годах подъем на рынке электронной коммерции в России был обусловлен увеличением численности активных пользователей Интернета. Наработка опыта использования онлайн-сервисов также привела к росту покупок в интернет – магазинах. Вот основные показатели роста e-commerce в 2011–2019 годах:

·         Темп роста в указанный период – 28%.

·         Объем онлайн-продаж (с учетом налогов) увеличился с 235 млрд. руб. до 1,72 трлн. руб.

Темпы роста e-commerce 2019 года были выше предыдущих лет по причине активизации использования онлайн-рекламы и инвестиций в сервисы продаж и доставки. Ведущие игроки рынка смогли привлечь новых клиентов и вернуть тех клиентов, которые были разочарованы опытом покупок в Интернете.

Прогноз роста рынка e-commerce в России в 2020–2024 годах

До пандемических изменений эксперты Data Insight ожидали, что отечественный рынок электронной коммерции продолжит расти со среднегодовым темпом роста в 2020–2024 годах 26,6%. Учитывая изменения в поведении потребителей в 2020 году, обусловленных периодом изоляции и опасениями за здоровье, эксперты ожидают повышение темпа роста рынка до 33,2% к 2024 году. Прогнозируемый объем 7,2 трлн. рублей в 2024 году (в 2020 году ожидается объем продаж в 2,5 трлн. рублей).

Рынок e-commerce в России, прогноз объемов продаж, в трлн руб. Источник: Data Insight.

Доля розничных продаж, которую будет занимать рынок e-commerce, вырастет с 9% 2020 года до 19% в 2024 году.

Рынок e-commerce в России, доля розничных продаж в %. Источник: Data Insight.

Факторы, способствующие росту рынка e-commerce в России

В своем прогнозе эксперты Data Insight обновили оценки с учетом следующих факторов:

·         Рост числа российских потребителей, которые начали покупать товары в Интернете в 2020 году.

·         Большинство новых клиентов будет покупать товары в Интернете в следующие 5 лет, независимо от изменений в поведении потребителей. Вместе с тем, они будут менее активны, чем россияне с большим опытом покупок в Интернете.

·         Перенос покупок из офлайн в онлайн.

·         В 2020 году в магазинах электронной коммерции произошел рост активности, благодаря пандемии. Ожидается снижение темпов роста в 2021 году, но покупатель не уйдет назад в офлайн, если у него есть положительный опыт покупок.

·         Удаленная работа, ведущая к переезду из крупных городов.

·         Поскольку «удаленка» закрепляется законодательно и становится все более распространенной среди российских компаний, многие сотрудники, вероятно, переедут из крупных городов в города, где в магазинах может не оказаться тех товаров, к которым они привыкли. Ожидается, что это приведет к росту онлайн-продаж.

·         Рост онлайн-продаж FMCG.

·         Это один из секторов рынка с наибольшим потенциалом роста, который активно выходит на электронные площадки, подкрепляя свои продажи удобным сервисом доставки.  

Резюме: чего ожидать от российского рынка e-commerce в 2020–2024 годах

·         Ожидается приход порядка 10 млн. новых покупателей.

·         Рост числа удаленных работников до 5-7 млн. человек пополнит ряды  приверженцев  интернет – магазинов.

·         Ожидаемый рост продаж в 2024 году – 7,2 трлн. рублей с 1,7 трлн. в 2019 году.

·         Ожидаемый темп роста рынка 2020-2024 гг.- 33,2%.

Прогноз от Data Insight открывает новые возможности для интернет – рекламы в рассмотренный период, так как она будет расти вместе с рынком e-commerce.

Оставить комментарий