
По данным опроса IAB ситуация стабилизировалась, но дорогой ценой
Опубликован шестой отчет, об октябрьской волне исследования влияния пандемии на рынок интерактивной рекламы в РФ. Выводы основаны на 46 анкетах, заполненных членами ассоциации, в которую входят крупнейшие игроки рынка: Google, Яндекс, Билайн, Tele2, РБК, Коммерсантъ, Avito, Johnson & Johnson, Сбер.Маркет, Газпром медиа и др.
Влияние коронавируса в более чем сорока странах на четырех континентах семь месяцев отслеживает международная сеть IAB (The Interactive Advertising Bureau – Ассоциация развития интерактивной рекламы). В нее входят интернет-площадки, технологические компании и рекламные агентства. В США она объединяет более 460 компаний, занимающих 86% рынка. В Европе она насчитывает более 5500 участников. В России Marketing TECH насчитал 82 члена IAB.
По сравнению с прошлым исследованием, точка зрения 49% участников опроса по поводу пандемии не изменилась. Респонденты называют основные причины ухудшений:
- затруднения в решении рабочих задач – 25%,
- сокращение объемов рынка – 25%;
- неизбежность принятия жестких/морально сложных управленческих решений – 20%.
Уже 53% опрошенных считают, что финансовое положение компании за последний месяц улучшилось. В прошлом месяце их было на 12% меньше. Сейчас 46% участников опроса думают, что осенью 2020 года можно обойтись без новых мер поддержки бизнеса.

Стабилизация в большей степени связана с реструктуризацией бизнесов и непопулярными решениями в отношении сотрудников. Хоть и реже, но респонденты продолжают отмечать, что для сохранения и поддержки бизнеса приходится прибегать к сокращению:
- рабочей недели/зарплаты – 13%,
- штата сотрудников – 10%.
- других платежей – 10%.
Надо отметить, что предыдущие три месяца сокращение прочих расходов отмечали более 50% опрошенных. Про сокращение зарплат/рабочей недели (42%) и сокращение персонала (32%) больше всего говорили в июне.
По-прежнему 83% респондентов отмечают изменения, связанные с ковидом, в работе партнеров. Четыре из пяти компаний чувствуют влияние эпид.обстановки. Причем эта цифра не меняется от опроса к опросу. Исследователи делают вывод, что степень влияния пандемии на бизнес-процессы рынка интерактивной рекламы достигла постоянного уровня, вышла на «плато».

Респонденты отмечают факторы, которые приводят к изменению в работе с контрагентами:
- урезание бюджетов на рекламу – 17%,
- перенос рекламных бюджетов на следующий год – 13%,
- запросы на новые форматы – 13%.
По сравнению с июлем-августом доля компаний, работающих на удаленке, не изменилась. Количество респондентов-удаленщиков составляет 41%.

Уменьшилось количество компаний, испытывающих сложности во взаимодействии с контрагентами, но возросло число фирм, для которых усложнились внутренние рабочие процессы.
Опрос выявил основные проблемы октября при работе в удаленном режиме:
- организация документооборота вызвала трудности у 28% участников,
- уменьшение производительности труда отметили 25% опрошенных.
В отношении пандемии респонденты дают не слишком оптимистичный прогноз. Тридцать процентов опрошенных считают, вспышки коронавируса не закончатся никогда. Теперь это новое сезонное заболевание.

Примерно 50% участников опроса думают, что максимум негативного влияния пандемии на индустрию еще не достигнут.