Изображение с сайта unsplash.com, автор — Андреа Де Сантис

Информационные технологии Москвы развиваются в соответствии со стратегией “Умного города”. Русская служба BBC посчитала, что на эти цели с 2012 по 2020 год ушло 500 миллиардов рублей.

За основу была выбрана модель Сингапура 2014 года. Уже в 2018 году согласно рейтингу ООН Москва стала первой в ТОП-40 городов мира по степени развития электронного правительства. Недавно MarketingTECH писал, что цифровой двойник города, используемый для моделирования, победил в международном конкурсе. 

Чтобы планировать обеспечение районов города продовольствием, развитие социальной и транспортной инфраструктуры, а позже для контроля за соблюдением режима самоизоляции, правительство Москвы закупало данные о передвижении мобильных устройств у сотовых операторов.

В 2015 – 20 годах Москва потратила на закупку геоаналитической информации более 700 млн рублей.

Данные передавались в обезличенной форме. Отслеживалось число абонентов, живущих и работающих в районах города. Вся территория сегментировалась на участки по 0,5 квадратных километров. Операторы сотовой связи информировали мэрию об основных маршрутах передвижения горожан.

Также технология геотаргетинга позволяла делать выводы относительно поведения отдельных социальных групп. Например, соблюдения режима самоизоляции пенсионерами.

В Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы в режиме реального времени поступает информация о передвижениях такси и каршеринговых авто. Личный транспорт отслеживается с помощью системы фото и видеофиксации.

В 2021 году столица занимает 30-е место в мире по количеству камер на квадратный километр. В среднем, за порядком на этой территории следит 77 камер.  Москва раньше Лондона внедрила технологию распознавания лиц, изучив в 2019 году опыт китайских мегаполисов.

Рисунок: mos.ru

Для распознавания лиц используется отечественная разработка компании NTechLab. Разработчик начинал с приложения FindFace для поиска людей в ВКонтакте по фото, а теперь созданная им нейросеть находит 4 из 5 разыскиваемых, если их лица хоть раз попали в объектив камеры. На поиск одного человека в базе данных с одним миллиардом фотографий уходит не более 10 секунд.  Алгоритм не сбивают с толку маски, очки и бороды.

Бесплатный WI-FI столичные власти используют для доступа к cookie-файлам пользователей. С помощью технологии DPI оператор предоставляет в мэрию отчет о типах трафика и наиболее популярных приложениях. (DPI – deep packet inspection – глубокий анализ пакетов).

Кроме того, работает программный комплекс, который собирает и анализирует информацию о посетителях сайтов правительства Москвы.

Собранные данные система использует для профилирования пользователей и сегментации горожан по различным критериям. Например, определения членов семьи или составления базы граждан, владеющих автотранспортом.

Информационные системы, построенные на основе BigData и методов машинного обучения применяются для решения управленческих задач.

В Минцифра работает над созданием цифрового профиля граждан по 57 параметрам, а Москва в 2021 году обновляет свои информационные системы.

Рисунок: mos.ru

Издание Коммерсантъ, следит за тендерами, которые проводит Правительство Москвы. На основе их документации делает выводы, поражающие воображение и многократно передаваемые другими СМИ. Перечислим коротко “обновы”, которые дополнят информационную систему умной Москвы.

1. Данные лазерного сканирования объектов с помощью дронов, при котором будет получено “плотное облако точек лазерных отражений”, необходимое для градостроительного планирования. Для этих целей закупается программно-аппаратный комплекс (АПК) за 135,6 миллиона рублей.

2. Информация о передвижении пешеходов на основе данных, собранных по MAC-адресам мобильных устройств. Это нужно для управления городским транспортом и анализа пассажирского потока.  

На АПК из бюджета выделено 152,9 миллиона рублей и подрядчик уже поставил оборудования на 62,8 миллиона. Технология позволяет определять местонахождение пользователя с точностью до 50 метров. 

Устройства планировали разместить на остановках, а потом масштабировать проект на всю территорию мегаполиса. В перспективе можно было бы сэкономить средства на закупку данных у мобильных операторов, но после обновления операционных систем MAC-адреса перестали быть уникальными.

У Android 11 и iOS 14 появилась динамическая смена MAC-адреса. Коммерсантъ связывает эту опцию с намерением производителей смартфонов самостоятельно выйти на рынок таргетированной рекламы, минуя посредников. Тем не менее московские власти не свернули проект. 

MarketigTECH полагает, что работа над проектом продолжается, т.к. количество обладателей новых устройств незначительно или уже найдена технология “обхода ограничения”. В пользу этой версии говорит то, что об обновлении “операционок” было известно до заключения госконтракта.

Рисунок: mos.ru

3. Персональные профили пользователей госуслуг, которые консолидируют информацию из других баз данных. Будет разработана новая система хранения данных стоимостью в 185 миллионов.

4. Витрины, содержащие обезличенные данные горожан, с удобной системой визуализации информации и интерфейсом для подключения внешних пользователей. За разработку мэрия готова заплатить 132 миллиона рублей.

В Департаменте информационных технологий Москвы журналистов заверили, что доступ к витринам будет предоставляться только органам государственной власти.

Однако, уже сейчас часть информации из московских баз данных оказывается в Сети.

Со временем сведения из информационной системы умной Москвы бизнес сможет получать легально. Пока речь идет о компаниях, оказывающих услуги горожанам.

В июле 2020 года на территории столицы на 5 лет запущен экспериментальный правовой режим, поддерживающий разработку и внедрение искусственного интеллекта. Мэрии предоставили право передавать персональные данные москвичей без их согласия компаниям, участвующим в эксперименте. Уже отобрано семь проектов. Известно, что в число “экспериментаторов” вошли Яндекс (беспилотники) и МТС (телемедицина).

Тем временем, на фоне развития технологий, у пользователей увеличивается дискомфорт по поводу несанкционированного использования их персональных данных. MarketingTECH считает, что в 2021 году необходимо учитывать эту тенденцию при построении маркетинговых коммуникаций.

Рисунок: issek.hse.ru

Институт статистических исследований Высшей школы экономики опубликовал результаты опроса интернет-аудитории об использовании государством и бизнесом персональных данных населения:

  • 84% граждан чувствуют бессилие перед риском утраты контроля над своими персональными данными,
  • 73% опрошенных стараются не указывать личные сведения в сети,
  • 61% предпочитают оплачивать интернет-покупки при получении.

Тем временем АНО “Цифровая экономика” выразило поддержку концепции возмездной передачи бизнесу данных из государственных информационных систем (ГИС). Документ будет внесен в Минцифры с предложением создать совместную рабочую группу из сотрудников госорганов и предпринимателей.

Рисунок: mos.ru

Ведомство сейчас разрабатывает основные принципы нормативного регулирования предоставления данных из ГИС.

Предполагается, что информация будет представляться в реальном времени по соглашению об уровне качества (SLA). Бизнес оплатит качественный сервис, а не информацию. Средства пойдут исключительно на дальнейшее развитие ГИС.