Фото: docplayer.nl
MarketingTECH рассказывал, как Amazon привлек внимание СМИ, применив в офлайн-салоне красоты зеркало-планшет, в котором отражались элементы дополненной реальности. Этот случай иллюстрирует глобальный интерес IT-гигантов к AR и VR технологиям.
Например, в августе 2020 года Apple приобрела стартап Spaces, выросший из студии DreamWorks Animation. Стартаперы делали программные надстройки виртуальной реальности для Zoom и других платформ видеоконференцсвязи. У пользователей была возможность создавать лекции, новостные брифинги и конференции с аватарами и интерактивными досками. Пандемия поставила проект в тяжелое финансовое положение, а Apple сделала восьмое удачное приобретение за год. После этого аналитики оценили производителя iPhone в два триллиона долларов (рекордная цифра для США).
Spaces – не единственный VR-стартап, приобретенный Apple. Кроме него в багаже IT-гиганта числятся:
- NextVR, занимавшийся созданием и трансляцией развлекательного контента для очков виртуальной реальности,
- Akonia Holographics – производитель очков дополненной реальности,
- Vrvana – стартап, выпускавший очки смешанной AR/VR реальности.
- Таким образом, Apple планирует стать лидером в развивающейся нише.
Snapchat тоже вплотную занялся технологиями дополненной реальности. Чтобы украсить свой интерфейс модными визуальными эффектами, в январе 2021 года он приобрел британский стартап Ariel AI, который занимается компьютерным зрением и фокусируется на AR.
В феврале 2021 года аналитическое агентство “ТМТ Консалтинг” опубликовало отчет о состоянии рынка AR/VR технологий России.
Исследователи рассчитали объем рынка по следующим показателям:
- расходы на приобретение готовых решений;
- затраты бизнеса на собственные разработки;
- выручка с рекламы в приложениях,
- суммы, уплаченные пользователями за оборудование и приложения,
- оплату за VR-аттракционы.
AR/VR рынок страны находится в зачаточном состоянии и создается за счет единичных проектов. Общее количество проектов растет. К настоящему моменту можно говорить о формировании пула разработчиков, которые:
- делают программное обеспечение и решения на заказ,
- создают аппаратное обеспечение.
Этим уже занимаются и небольшие студии, и подразделения топовых российских интеграторов.
Исследователи отмечают, что на мировых AR/VR рынках активно работают операторы связи, распространяя свои и партнерские продукты.
Основные направления, которые представлены на мировом рынке:
- игры и видео виртуальной реальности,
- книжки с дополненной реальностью,
- AR-приложения для выбора интерьера,
- запускаются пилоты в промышленности и культуре.
Рынок отечественного AR/VR за прошлый год увеличился на 16%. Эксперты оценивают его почти в полтора миллиарда рублей, из них:
- VR – 1,1 миллиард, рост – 10%
- AR – 300 миллионов, рост – 40%.
На VR отразилась пандемия, остановившая маркетинговую активность, связанную с ивентами и производством развлекательного контента.
Спрос на VR и AR держится на потребностях коммерческих организаций. Более 50% из всех реализуемых проектов приходится на сферу промышленности и топливно-энергетических компаний.
В российской промышленности технологии дополненной и виртуальной реальности применяются в массовом обучении для отработки skillssoft-навыков. Это симуляторы и тренажеры пилотов или специалистов, работающих с оборудованием. Также популярны визуализированные инструкции и дистанционная экспертиза.
Кроме того, AR и VR составляющие есть в государственных программах по образованию, здравоохранению и культуре.
Что же касается частных пользователей, то тут распространение виртуальной реальности сдерживается ценой на оборудование и скромным ассортиментом контента. Рынок с любопытством следит за разработками Apple.
С дополненной реальностью дела обстоят получше. Исследователи отмечают, что российские пользователи массово применяют AR-приложения на смартфонах.
Прогноз на ближайшую пятилетку: в среднем, рынок AR и VR технологий будет расти на 37% за год.
Наиболее перспективными нишами для внедрения будут:
- маркетинг и реклама,
- ритейл,
- промышленность,
- медицина и образование.
Исследователи полагают, что соотношение дополненной и виртуальной реальности сместится в направлении AR, и к 2025 году её доля достигнет 38%. Этому будет способствовать:
- рост спроса на эффективные AR-продукты со стороны промышленности;
- увеличение количества AR-решений для розничного сегмента;
- дальнейшее развитие мобильных AR-технологий.
По мнению исследователей, к этому времени на рынке уже появятся технологичные AR-очки, что будет способствовать дальнейшему развитию.
Таким образом, в 2021 году мы имеем ярко выраженный восходящий тренд, присоединение к которому сейчас, в будущем поможет увеличить доходы игроков рынка.