Изображение с сайта unsplash.com, автор — Брук Кейгл
Опубликован ежегодный отчет о комплексном исследовании рынка интернет-торговли в 2020 году. Это итоговый документ, в который вошли результаты совместных усилий Data Insight – исследовательского агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции, и примерно 50 его партнеров. Благодаря масштабности исследования у маркетологов появился доступ к объективной статистике по отрасли и возможность сравнить её с результатами зарубежных коллег.
Среди источников данных, на которые опираются авторы:
- отчеты о совместных исследовательских проектах Data Insight с Avito, eBay, PIMSolutions, AWG, DeliveryClub, RBK.money,
- собственные базы данных Data Insight,
- отчеты с международной статистической информацией.
Пройдемся коротко по разделам отчета, выделяя наиболее интересные цифры.
Сравнение рынков
2020 год отмечен общемировым ростом онлайна. В России электронная коммерция выросла на 58% до 37 миллиардов долларов. У лидеров — крупнейших рынков электронной коммерции обороты на порядок выше, а рост в несколько раз меньше:
- у Китая объем 955 млрд.долл. +5%
- у США объем 374 млрд.долл. + 9%
- у Японии объем 187 млрд.долл. + 8%.
На основании этого можно выдвинуть гипотезу, что в России сработал эффект низкой базы, а у лидеров рынки электронной коммерции близки к насыщению. Это приводит к мысли, что отечественная интернет-торговля имеет большие перспективы, а зарубежные игроки, исчерпав свой потенциал, будут усиливать экспансию на рынок РФ. Впрочем, тенденция уже ярко проявилась на примере AliExpress.
По показателю объема покупок “на душу населения” лидирует Южная Корея – 2393 долларов, Англия – 1990 долларов, Япония 1479 – долларов. Китай на восьмом месте – 683 долларов. Россия в конце списка.
В среднем, каждый россиянин тратит на интернет-покупки по 19 долларов — примерно 13% от минимальной оплаты труда и прожиточного минимума. Эта доля явно не приближается к средним расходам потребителей, а значит может быть увеличена за счет переноса приобретения товаров первой необходимости из офлайна в онлайн.
Обогнав Германию на 0,1% Россия с 2,5% находится на третьем месте по доле электронной коммерции во внутреннем валовом продукте (ВВП). У Китая доля eСommerce В2С в ВВП составляет 6,7%, а у Великобритании – 4,7%.
Российский рынок электронной коммерции в 2020 году был самым растущим в мире. Сохранится ли эта тенденция в будущем?
Прогноз исследователей читайте во второй части обзора. Завершая рассмотрение макроэкономических факторов, отметим, что на развитие рынка может повлиять снижение доходов покупателей.
По официальным данным Росстата, реальные денежные доходы населения в 2020 г. сократились на 3%, при официально признаваемым Государством уровне инфляции в 4,9%. Сокращение реальных денежных доходов населения никак не может быть меньше уровня инфляции, пусть даже и официального, а не фактического. По мнению, редакции МТ, чудеса, да и только.
Таким образом, можно сделать вывод о высоком потенциале российского рынка интернет-торговли, конкуренция на котором усилится за счет иностранных игроков, исчерпавших резервы для роста на национальных рынках.
Несмотря на то, что сокращение доходов потребителей в 2020 году является сдерживающим фактором для роста eСommerce, в экономике РФ достаточно денег для дальнейшего увеличения объемов рынка за счет переноса в онлайн офлайн-расходов.