Фото: https://b1.m24.ru

ООО “Яндекс” было предупреждено Федеральной антимонопольной службой (ФАС). От него потребовали прекратить действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольщики дали “Яндексу” месяц на устранение дискриминации в поисковике. При этом обязали отчитываться раз в 10 дней о том, что сделано

Поисковые системы России по данным “Яндекс.Радара” на 15-21 февраля 2021 года

Пресс-служба компании нарушения не подтвердила и заявила, что сервисы “Яндекса” не получают преимуществ в поисковике. Они, как и другие сервисы, показываются на основании “прозрачных метрик полезности”.

Компания выразила готовность отстаивать свою позицию, но добавила, что “готова аудировать” метрику и рассказывать о ней открыто. Таким образом, процесс устранения неравенства в поисковой выдаче, которую еще надо суметь доказать в суде, может затянуться надолго.

Avito, ivi, “Туту.ру”, ЦИАН и “Профи.ру” подавали заявление о нарушении антимонопольного законодательства еще в августе 2020 года, а “Кассир.ру” в июне 2019 года. Также “Коммерсантъ” упоминает и других недовольных. 

Какие претензии к Яндексу в феврале 2021 года ФАС посчитала обоснованными?

Все дело в “колдунщиках”.

Колдунщиками (SERP Features – функции поисковой выдачи) называют специальные элементы выдачи в поисковых системах. Они дают точный ответ на поисковый запрос сразу на странице поисковой выдачи или зачитывают его вслух (пока правда без выражения). Пользователю не приходится переходить по ссылкам, чтобы узнать погоду, число Пи, график развода мостов в Питере и т.д.

Колдунщики, виджеты в поиске, объектные ответы и другие элементы выдачи поисковика, ФАС для удобства именует “интерактивные ответы”.

  • Они находятся в самом верху списка выдачи.
  • За счет элементов дизайна привлекают внимание пользователей,
  • “Перетягивают на себя” значительную часть трафика из поиска.

Антимонопольная служба считает, что у ресурсов, не принадлежащих к группе компаний “Яндекса”, нет возможности подключиться к “интерактивным ответам” и (или) отсутствуют преимущества, имеющиеся у сервисов “Яндекс”.

Пример “интерактивных  ответов” в поисковой выдаче Яндекс

 “Яндекс” уверен, что “обогащенная выдача” имеется у всех поисковиков в мире. Её отключение приведет к ухудшению качества поиска и скажется на конкурентоспособности системы.

В пользу каких сервисов, по мнению ФАС, работал поисковик “Яндекса”? Антимонопольщики установили, что привилегии имели:

  • ООО «Яндекс.Вертикаль», сервисы:
  • «Яндекс.Работа», 
  • «Авто.ру»,
  • «Яндекс.Недвижимость»;
  • ООО «Яндекс.Маркет»;
  • ООО «Яндекс.Медиасервисы», сервисы:
  • «Яндекс.Телепрограмма», 
  • «Яндекс.Афиша»,
  • «Яндекс.Музыка»;
  • ООО «Кинопоиск».

Какие четыре требования выставил ФАС к “Яндексу”, чтобы устранить нарушение закона?

  1. Не давать преимущества продуктам “Яндекс” в “интерактивных ответах”, если их функционал недоступен или ограничен для других сервисов.
  2. Обнародовать условия доступа к блоку “интерактивных ответов” всех заинтересованных лиц.
  3. Предоставить сторонним ресурсам доступ к блоку интерактивных ответов.
  4. Обеспечить демонстрацию всех сервисов в “интерактивных ответах” по единым правилам ранжирования, применяемым при формировании органической выдачи в поисковой системе Яндекс, на равных условиях.

 “Яндекс” заявил, что часть требований уже сейчас реализована в поиске, а другие он считает неверными.

 С точки зрения юриспруденции:

  • “Яндекс” имеет возможность оспорить предупреждение ФАС в суде.
  • Антимонопольщики, если их пожелания будут проигнорированы, могут возбудить дело на “Яндекс”.
  • У представителей сервисов, которые считают, что “Яндекс” ущемляет их права, остается возможность оспорить действия “Яндекса” и бездействие ФАС в суде. Они уже выразили готовность продолжить борьбу за свой трафик. 

Коллеги, как вы считаете насколько обоснован “крестовый поход” на “Яндекс”, и к каким последствиям он приведет?

Оставить комментарий