Фото: theshorttermshop.com
MarketingTECH провел экспресс-анализ онлайн-рынка бухгалтерских продуктов. Нами было рассмотрено порядка 30 сервисов и опрошено 87 профессиональных бухгалтеров. Как и ожидалось, 77 профессионалов выбрали «1С:» в облаке, и только 7 работают с локальными версиями продукта. Таким образом, можно сделать вывод, что пандемия поменяла отношение к облачным сервисам и консервативные, в силу специфики работы, бухгалтера стали доверять облачным технологиям.
Как и в предыдущие годы, задачи бизнеса, достаточно крупного для того, чтобы позволить себе серьезные расходы на бухгалтерию и автоматизацию других “административных процессов”, ложатся на «1С:» и ее партнеров. В этом сегменте рынка возможности кастомизации и интеграции ограничиваются, пожалуй, только бюджетом заказчика. Партнеры предоставляют более менее одинаковый сервис. У них не слишком много возможностей отстроиться от конкурентов. В основном, они дифференцируются по экспертизе сотрудников, кейсам и репутации.
MarketingTECH удалось найти только два бренда, отстроившихся от платформы «1С:», которая, помимо всего прочего, является еще и средой для разработки программных продуктов. Мы не стали разбираться в том, что у них “под капотом”, просто зафиксировали факт – «Контур» (в продуктах «Эльба» и «Бухгалтерия») и «СБИС» используют самостоятельный брендинг и не подчеркивают в описании продуктов связь с «1С:».
Сегмент рынка облачных бухгалтерий для малого бизнеса выглядит гораздо интереснее. Можно предположить, что борьба за клиента в 2022 году будет жесткой.
MarketingTECH выделил четыре типа игроков.
- IT-решения с самостоятельным брендингом.
- Партнеры, продвигающие линейку продуктов «1С:Fresh», работающую по принципу онлайн-сервисов бухгалтерии. Примером этого типа игроков является бренд Scloud. За него в опросе MarketingTECH проголосовало 14 профессионалов.
- Автоматизированные консалтинговые компании, которые создали собственные решения для работы с клиентом, а услуги оказывают в «1С:» Например, «Кнопка», «Фингуру».
- Экосистемы банков для бизнеса, заинтересованные в предоставлении комплексного сервиса клиентам. Например, «Тинькофф», «Сбер», «Точка».
MarketingTECH полагает, что будущее консалтинговых услуг в области бухгалтерии и налогообложения – это яркий самостоятельный бренд, позиционирующийся как технологичный онлайн-сервис с “человеческим лицом”.
У трех из рассмотренных MarketingTECH сервисов онлайн-бухгалтерии, есть статус участника проекта технопарка Skolkovo: «Кнопка», «Мое дело», «Модуль бухгалтерия».
Что их объединяет? Они работают по общему принципу. Ядро – сложный продукт для профессионалов. К нему создается условно говоря “обвязка из интерфейсов” для конечного клиента-предпринимателя. Эксперты в узких областях следят за работой системы и подключаются, когда вопрос не укладывается в привычные алгоритмы работы.
Клиентоориентированный сотрудник взаимодействует с представителями бизнеса и старается сделать сервис более комфортным и человечным для конечного пользователя. Чтоб добавить человечности роботам, в «Кнопке» завели кота.
Подобная схема бизнеса легка в масштабировании и дает хороший финансовый результат, т.к. за счет автоматизации удается существенно увеличить количество клиентов, приходящихся на одного сотрудника.
На рынке РФ насчитывается не более десятка известных брендов бухгалтерии онлайн. Еще десяток “онлайн-бухгалтерий” MarketingTECH насчитал, не сильно утруждаясь, у банков. Делать вывод о возможностях этих систем пока рано, т.к. не у всех из них уже есть самостоятельная маркетинговая упаковка продуктов, а описание в разных источниках различаются. Однако некоторые, из представленных банками бухгалтерий, выглядят как серьезная заявка на кусочек рыночного пирога.
Шесть из десяти банковских онлайн-бухгалтерий предлагают бесплатное обслуживание индивидуальных предпринимателей (ИП) на упрощенной системе налогообложения (УСН) по модели 6% с дохода.
Таким образом, массовое появление новых игроков на онлайн-рынке бухгалтерии и совершенствование средств автоматизации бухгалтерского учета, при котором субъекты малого бизнеса смогут вести учет самостоятельно, приведет к усилению конкуренции.
По мнению MarketingTECH в 2022 году следует ожидать новых интересных решений и подходов к организации онлайн-бухгалтерий, а в нижнем ценовом сегменте – возникновения альтернативных продуктов.