Фото: westend61.de

Год назад создатель Telegram Павел Дуров критиковал политику IT-гигантов, установивших 30-ти процентную комиссию для разработчиков, размещающих свои программные продукты на GooglePlay и AppStore.  

Помимо того, что это ведет к удорожанию продукта для конечного пользователя, высокий процент негативно сказывается на выживании некоторых стартапов.  Ведь разработчики кроме комиссии платят зарплату, налоги, вкладываются в оборудование. Дуров назвал семь мифов Apple, обосновывающих “налог в 30%”.

В 2019 году оборот AppStore составил 519 миллиардов долларов.  По утверждению Apple, из этой суммы только 61 миллиард мог быть обложен комиссией.

Вопросы о нарушении антимонопольного законодательства возникли и у Европейской комиссии после жалобы музыкального сервиса Spotify и сервиса электронных книг Rakuten.  По их мнению, Aple взимая 30% со сторонних разработчиков, давал преимущества своим сервисам с аналогичным функционалом.

В августе 2020 г. крупные разработчики объединились в “Коалицию за справедливость для приложений”. Среди 10 принципов справедливости, было утверждение о том, что “ни один магазин приложений не должен взимать необоснованные или чрезмерные сборы”.

В ноябре 2020 года Apple заявила о намерении снизить комиссию до 15% со всех доходов от всех платных приложений и покупок в приложениях. При условии, что разработчик заработал менее одного миллиона долларов за год. Для “миллионеров” комиссия останется прежней. Если доход упадет, то разработчик может претендовать на льготу.

По оценкам IT-гиганта льгота распространяется на большинство разработчиков — более 28 миллионов зарегистрированных создателей приложений. 

Аналитики считают, что претендовать на льготу могут 98% разработчиков. В 2019 году они все вместе взятые получили 5% от общей выручки App Store.

С 1 января 2021 года в рамках поддержки малого бизнеса, комиссия в AppStore была снижена. Однако для участия в программе необходима регистрация.

Помимо антимонопольного законодательства на снижение комиссии в магазинах приложений мог оказать влияние тот факт, что у IT-гигантов подрастают конкуренты.

  1. Разработчики пытаются предложить альтернативные возможности для оплаты.  В связи с этим показателен пример Epic Games. Компания предусмотрела в мобильной версии игры Fortnite возможность продаж в обход GooglePlay и AppStore, предложив скидку 20%  при прямой покупке. Стремление сэкономить средства игроков вызвало блокировку Fortnite в обоих магазинах приложений. После этого разработчик выложил андроид-версию на своем сайте и в Samsung Galaxy Store, а также вступил в судебную тяжбу с IT-гигантами.
  2. Samsung, Xiaomi и Honor параллельно развивают магазины своих приложений. Показательный пример: США в 2019 году ввела санкции против Huawei. Его дочерней торговой марке Honor пришлось отказаться от использования сервисов Google к 2020 году и развивать свой магазин приложений AppGallery.
  3. Amazon и другие игроки рынка стали создавать свои магазины приложений под Android.  Заменить AppStore  для iOS сложнее, но альтернативные решения тоже существуют.  Кроме того, есть джейлбрейк (jailbreak — побег из тюрьмы, взлом). Это неофициальная функция, которая дает доступ к файловой системе ряда моделей iPhone, iPod, iPad. Разработчики полулегально используют ее для расширения функций устройств. Правда применение джейлбрейк для пользователя означает потерю гарантии от Apple.

В марте 2021 года Google тоже решил поддержать малый бизнес и заявил о двукратном снижении комиссии для разработчиков, с ежегодным доходом до первого миллиона долларов. По оценками IT-гиганта в акции могли  принять участие 99% разработчиков, размещающих приложения на GooglePlay.

Новый порядок взимания комиссии заработал с 1 июля 2021 года.  Для получения скидки необходимо зарегистрироваться в программе.  Платить комиссию в 15% процентов вместо 30% можно будет только если приложение отвечает нескольким условиям.

  1. Основное приложение должно предлагать премиум-контент для видео, аудио или книг, не созданных пользователями.
  2. В Google Play у приложения должно быть больше 100 тысяч активных установок в месяц.
  3. Приложение должно иметь высококачественный пользовательский интерфейс с высоким рейтингом Google Play.
  4. Учетная запись разработчика имеет хорошую репутацию.
  5. Должна быть интеграция конкретных платформ Google и API в зависимости от типа медиаконтента.

К этому следует добавить еще дополнительные требования, которые выдвигаются к отдельным видам контента.

Спустя год, под влиянием различных факторов, положение некоторых разработчиков изменилось к лучшему. От этого в перспективе выиграют пользователи, а затем и бизнес. В распоряжении маркетологов появится более качественный рекламный инвентарь и новые инструменты продвижения.

Оставить комментарий