Mediascope-marketplaysi-operedili-poisk

Фото: Руслан Тагиев, генеральный директор Mediascope. Источник: 2020.rif.ru

В конце ушедшего года технологическая исследовательская организация Mediascope первый раз провела новый вид кроссплатформенных исследований. Были сопоставлены запросы, которые делают пользователи в поисковиках и на крупнейших торговых площадках.

Анализировались товары повседневного спроса и детские товары. «Медиаскоп» рассматривал запросы 20 тысяч российских пользователей возрастом от 12 лет, сделанные в течение трех месяцев на маркетплейсах:

  1. «Алиэкспресс»,
  2. «Авито»,
  3. «Озон»,
  4. «Вайлдберриз»,
  5. «Яндекс.Маркет».

В Mediascope подчеркивают – данные собирались с согласия пользователей.

К каким выводам пришли исследователи?

Работая на компьютере, потребители чаще ищут товары на маркетплейсах, чем в поисковиках. Это особенно заметно при покупке товаров повседневного спроса (FMCG- сегмент), например:

Категория товара Поиск в браузере (десктоп) процент запросовМаркетплейсы (десктоп) процент запросов
Кофе32% 44%
Подгузники 16%50%
В среднем, по FMCG-категориямот 40% до 50%до 33%

Кроме того, примерно 20% поисковых запросов делается в тематических классифайдах и интернет-магазинах. Например, «Детский Мир» занимает третье место по количеству запросов в категории «Детское питание», а Apteka.ru – четвертое по подгузникам.

Только 8% десктопных пользователей ищут товары повседневного спроса на разных типах площадок. Около 30% аудитории, занимающейся поиском товаров повседневного спроса, является уникальной для каждого типа ресурсов и не пересекается.

С десктопов два из трех поисковых запросов в FMCG-нише делаются на «Озоне»/«Вайлдберрис» или в «Яндекс»/«Гугле», например:

Категория товара Лидеры по категории (десктоп)
Кофе«Озон» – на него приходится 22% от всех поисковых запросов по категории
Чай«Вайлдберриз» – 19% запросов, «Озон» – 18% запросов.
Детское питание«Озон» – 37% запросов, «Вайлдберриз» – 37% запросов.
Подгузники«Озон» – 17% запросов, «Вайлдберриз» – 16% запросов.

Вышеперечисленная пятерка наиболее крупных торговых площадок сегментов B2C и C2C, лидирует по поисковым запросам, сделанным не только с компьютеров, но и в мобильных версиях сайтов, а также из приложений.

Например, чай-кофе значительно чаще ищут на «Озоне». За подгузниками и едой для детей одинаково часто заходят на «Вайлдбериз» и «Озон». Там сосредоточены 75% поисковых запросов в этих категориях.

В основном, поиск на маркетплейсах происходит через мобильное приложение. Десктоп менее популярен, но им тоже активно пользуются. Мобильные версии сайтов генерируют относительно немного запросов, т.к. ресурсы стараются перенаправлять пользователя на приложение.

В заключение отметим, что только один процент запросов, в общем объеме всех поисковых запросов российского сегмента Интернета, делается на маркетплейсах.

О том, как бизнесу работать с большими маркетплейсами, и какие возможности есть у сервисов аналитики маркетплейсов, MarketingTECH сделал интервью с инсайдером рынка.