Mediascope-marketplaysi-operedili-poisk
Фото: Руслан Тагиев, генеральный директор Mediascope. Источник: 2020.rif.ru
В конце ушедшего года технологическая исследовательская организация Mediascope первый раз провела новый вид кроссплатформенных исследований. Были сопоставлены запросы, которые делают пользователи в поисковиках и на крупнейших торговых площадках.
Анализировались товары повседневного спроса и детские товары. «Медиаскоп» рассматривал запросы 20 тысяч российских пользователей возрастом от 12 лет, сделанные в течение трех месяцев на маркетплейсах:
- «Алиэкспресс»,
- «Авито»,
- «Озон»,
- «Вайлдберриз»,
- «Яндекс.Маркет».
В Mediascope подчеркивают – данные собирались с согласия пользователей.
К каким выводам пришли исследователи?
Работая на компьютере, потребители чаще ищут товары на маркетплейсах, чем в поисковиках. Это особенно заметно при покупке товаров повседневного спроса (FMCG- сегмент), например:
Категория товара | Поиск в браузере (десктоп) процент запросов | Маркетплейсы (десктоп) процент запросов |
Кофе | 32% | 44% |
Подгузники | 16% | 50% |
В среднем, по FMCG-категориям | от 40% до 50% | до 33% |
Кроме того, примерно 20% поисковых запросов делается в тематических классифайдах и интернет-магазинах. Например, «Детский Мир» занимает третье место по количеству запросов в категории «Детское питание», а Apteka.ru – четвертое по подгузникам.
Только 8% десктопных пользователей ищут товары повседневного спроса на разных типах площадок. Около 30% аудитории, занимающейся поиском товаров повседневного спроса, является уникальной для каждого типа ресурсов и не пересекается.
С десктопов два из трех поисковых запросов в FMCG-нише делаются на «Озоне»/«Вайлдберрис» или в «Яндекс»/«Гугле», например:
Категория товара | Лидеры по категории (десктоп) |
Кофе | «Озон» – на него приходится 22% от всех поисковых запросов по категории |
Чай | «Вайлдберриз» – 19% запросов, «Озон» – 18% запросов. |
Детское питание | «Озон» – 37% запросов, «Вайлдберриз» – 37% запросов. |
Подгузники | «Озон» – 17% запросов, «Вайлдберриз» – 16% запросов. |
Вышеперечисленная пятерка наиболее крупных торговых площадок сегментов B2C и C2C, лидирует по поисковым запросам, сделанным не только с компьютеров, но и в мобильных версиях сайтов, а также из приложений.
Например, чай-кофе значительно чаще ищут на «Озоне». За подгузниками и едой для детей одинаково часто заходят на «Вайлдбериз» и «Озон». Там сосредоточены 75% поисковых запросов в этих категориях.
В основном, поиск на маркетплейсах происходит через мобильное приложение. Десктоп менее популярен, но им тоже активно пользуются. Мобильные версии сайтов генерируют относительно немного запросов, т.к. ресурсы стараются перенаправлять пользователя на приложение.
В заключение отметим, что только один процент запросов, в общем объеме всех поисковых запросов российского сегмента Интернета, делается на маркетплейсах.
О том, как бизнесу работать с большими маркетплейсами, и какие возможности есть у сервисов аналитики маркетплейсов, MarketingTECH сделал интервью с инсайдером рынка.