Фото: retail-life.ru

Стало известно, что Группа компаний X5  выделит цифровые направления деятельности в отдельную бизнес-структуру. Подробности еще не определены, но есть одобрение наблюдательного совета.

О цифровом бизнесе

В 2020 году холдинг уже реорганизовал IT-отделы. Было создано подразделение X5 “Технологии”, в которое наряду с командами ИТ-поддержки вошли специалисты по анализу BigData (большие данные). Основной задачей нового подразделения стало содействие цифровой трансформации группы и создание комплексных программных решений для компаний, входящих в X5. В соответствии с отчетом за 2020 год “Технологии”:

  • разрабатывают 30+ продуктов;
  • участвуют в 120+ проектах;
  • отвечают за поддержку 324 ИТ-систем;
  • работают с ИТ-инфраструктурой, включающей около 1200 физических серверов и хранилище с 5 петабайтами накопленных данных;
  • имеют штат численностью 2700 сотрудников.

Развитие цифрового направления входит в число основных приоритетов ритейлера на ближайшие три года. Рассматривается несколько вариантов, которые подразумевают привлечение инвесторов/стратегических партнеров и органическое развитие бизнеса.

CEO Х5 Игорь Шехтерман в интервью “Интерфаксу” рассказал, что компании холдинга ставят амбициозную задачу: быть рядом с покупателем на протяжении всего клиентского пути, а также войти в ТОП-3 рынка фудтеха. Со слов высшего должностного лица холдинга можно получить представление об экосистеме X5 Group-2021.

В первом квартале 2021 года выручка от цифровых сервисов составила десять с половиной миллиардов рублей, что является половиной прошлогодней выручки. Это результат работы онлайн-гипермаркета “Перекресток Впрок” и экспресс-доставки.

Сейчас в холдинге занимаются “пилотированием подписки” и до конца года выберут, какая механика лучше:

  • бесплатная доставка из магазинов,
  • какие-то скидки,
  • регулярные наборы товаров, которые будут доставляться покупателям.

Роль доставки и объем проходящих через нее товаров, будет расти.

Для покупателей доступна экспресс-доставка:

  1. на сайтах “Пятерочки” и “Перекрестка”,
  2. через агрегатор “Около“.

Это два канала продаж, дополняющие друг друга.

Экспресс-доставка организовывается курьером из ближайшей торговой точки в течение часа и так же, как “магазины у дома” закрывает срочные потребности покупателя;

Для тех случаев, когда срочность не так важна и покупатель готов ждать в течение нескольких часов или получить заказ на следующий день, предназначен маркетплейс с товарами повседневного спроса (FMCG). Он закрывает потребности в “разумных покупках” по хорошей цене, выбранных из широкого ассортимента.

Именно в это сейчас преобразуется онлайн-гипермаркет “Впрок”. Там появится “бесконечная” полка, расширится ассортимент продуктов и добавятся непродовольственные категории (товары для детей и для дома, кухни, сада/огорода). Примерно половина ассортимента будет представлена партнерами.

Чтобы быть с покупателями на том этапе клиентского пути, когда совершается выбор, развивается агрегатор “Около”. На нем представлены торговые сети X5. Сейчас к “Около” подключается сегмент готовой еды. Ведутся переговоры о сотрудничестве с продовольственными и непродовольственными сетями других компаний. В принципе, готовы присоединиться к “Около” и конкуренты группы.

Для того чтобы быть с потребителем на этапе планирования покупок, летом 2021 года X5 запустит медийную платформу. В нее войдут сайты с рецептами и другой “околопищевой” контент.

Чтобы сопровождать клиента на каждом этапе его пути, X5 в партнерстве с Альфа-банком разрабатывает платежный сервис.

Об офлайне и ситуации на рынке

Магазины “у дома” оказались “бенефициарами ситуации с пандемией”. В X5 считают, что за счет сервиса и ассортимента им удалось удержать новых покупателей, которые появились в то время.

Первый и второй квартал подтвердили прогноз: по итогам 2021 года рост выручки составит более 10%. Трафик в торговые точки растет, но, в то же время, сумма среднего чека снижается.

Экономическая ситуация делает потребителей чувствительными к цене. Жесткие дискаунтеры “Чижик” с относительно небольшой площадью в 250 квадратных метров и ассортиментом порядка 800 наименований, дают возможность удовлетворить потребность в рациональных покупках. Клиентам также нравится, что можно быстро выбрать товары.

В “Чижике” более 60% товаров представлены собственными торговыми марками, которые не уступая аналогичной продукции других компаний, стоят на 15-20% ниже рынка. “Закупочная сила” группы и логистическая инфраструктура позволяет эффективно развивать формат hard-дискаунтера. Сейчас работает 10 таких магазинов, а к концу года их будет 45. Продажи с 1 кв.м. в дискаунтерах больше, чем в других сетях.

В отличие от онлайна, “магазинов у дома” и дискаунтеров, “миссия гипермаркетов слегка теряет актуальность”, поскольку:

  • потребители предпочитают регулярно покупать свежие продукты во множестве магазинов “у дома”, а не запасаться едой на 1-2 недели;
  • купить аналогичные товары по той же цене можно онлайн с доставкой, сэкономив время и средства на дорогу.

Поэтому гипермаркеты “Карусель” трансформируются в супермаркеты “Перекресток”.

“Чижик”, “Пятерочка” и “Перекресток” – единственные офлайн-форматы, которые будет развивать и дорабатывать X5.

Последние несколько лет X5 ежегодно открывает около двух тысяч магазинов. Развитие идет, в том числе за счет покупки объектов региональных сетей. Каждый год это обеспечивает 10-15% от всего роста холдинга.

Изучение основных тенденций в развитии крупных игроков рынка и механик, которыми они пользуются, помогает маркетологам своевременно реагировать на изменения внешней среды и находить инсайты для продвижения своих продуктов.

Некоторые идеи, которые только начинают реализовывать гиганты, могут быть быстро воплощены в жизнь компаниями с менее сложной организационной структурой или применены в другой нише.

Надеемся информация об X5 будет полезна читателям MarketingTECH.