Отчет об особенностях развития ecommerce в России от Data Insight - Marketing Tech
Подписывайтесь на наш телеграм канал, в нем мы публикуем кейсы - ПЕРЕЙТИ НА КАНАЛ

Фото: https://pbs.twimg.com

Эксперты Data Insight подсчитали, что в 2019 году рост электронной торговли достиг 28%, а в 2020 году он значительно ускорился – до 44%. Пандемия стала драйвером роста, и одними из основных факторов роста являлись:

  • 10 миллионов новых потребителей за три месяца самоизоляции; 
  • 5-7 млн ​​сотрудников, работающих удаленно; 
  • увеличение частоты онлайн-покупок и вынужденное сокращение посещений магазинов; 

По прогнозам Data Insight, среднегодовой рост электронной торговли до 2024 года составит 30%.

Источник: https://www.datainsight.ru/

В период с 2019 по 2020 год структура российского рынка электронной коммерции изменилась: сформировались новые лидеры рынка, претендующие на десятки % доли рынка и вложившие значительные средства в рыночную инфраструктуру и рекламу.

Крупнейшими игроками рынка в прошедшем периоде были Wildberriers (3,2 миллиона долларов США, рост рынка 89%), Citilink (1,3 миллиона долларов США, рынок 24%). рост) и Ozon (1,2 млн долларов США, рост рынка 93%), при этом на онлайн-продажи приходилось почти четверть внутреннего рынка. 47% заказов было размещено в интернет-магазинах одежды, обуви и аксессуаров, а лидерами выручки являются интернет-магазины электроники (28%) и интернет-магазины одежды, обуви и аксессуаров (25%).

Что касается международных игроков, то они занимают хорошие позиции на российском рынке электронной коммерции, и наибольшую долю рынка занимают китайские интернет-магазины. На AliExpress приходится 79% от общего объема трансграничных посылок, что составляет 58% всех денег, и меньшая доля идет в западном направлении – только 5% в посылках и 27% в деньгах. В топ-5 зарубежных интернет-магазинов в России входят AliExpress, eBay, Joom, iHerb и Asos.

В России много операторов трансграничной логистики, но огромная часть посылок перевозится Почтой России – более 90% отправлений. Меньшая часть поставок представлена ​​крупными заказами, выполняемыми другими международными логистическими операторами. Схема трансграничной торговли для Почты России отличается от других логистических операторов. К этому моменту Почта упростила таможенное оформление посылок, в то время как процесс таможенного оформления для других операторов требует больше документов и больше времени и усилий.  Что касается популярных способов оплаты трансграничных посылок в России, то предпочтительным является онлайн-оплата кредитной картой, а международная платежная система PayPal используется редко.

В Data Insight составили краткий список характерных особенностей российского рынка электронной коммерции:

1. Раздробленная логистическая инфраструктура – большая территория, удаленные населенные пункты и плохое качество дорог усложняют логистику и делают ее дорогостоящей. Единственным логистическим оператором доставки по России долгое время являлась Почта России. Плохое качество доставки инициировало рост конкуренции, на рынке появились новые логистические компании. Качество и сроки предоставления услуг у всех этих компаний различаются, что связано с разными технологиями доставки.

2. Популярность пунктов выдачи – во время пандемии доля заказов, доставленных через пункты выдачи, не уменьшалась. Доставка осуществляется через специализированные сети (например, Pickpoint, Почта России, специализированные продуктовые магазины, такие как «Пятерочка»), причем количество точек самовывоза постоянно растет. С мая 2019 года по сентябрь 2020 года количество пунктов выдачи от разных операторов увеличилось на 47% и составило 39000 по всей России.

3. Заказы, поступающие из крупных городов, непропорциональны по объему – Москва и Санкт-Петербург являются основными центрами электронной торговли, что влияет на расположение складов и гиперконцентрацию ритейлеров в двух городах. Это одна из причин, по которой доставка в отдаленные населенные пункты может занимать до двух недель, в то время как доставка продукции в центральный район занимает, в среднем, два дня.

4. Завышенные ожидания клиентов от процесса доставки – бесплатная или дешевая доставка является нормой рынка и в то же время представляет собой препятствие для некоторых логистических операторов. Клиенты в крупных городах привыкли к доставке товаров на следующий день, а жители Москвы уже пользуются услугами доставки товаров в тот же день.

5. Долгий путь к покупкам в зарубежных интернет-магазинах – плохое знание английского ограничивает российских покупателей при совершении покупок из-за границы. Тем не менее, покупки в зарубежных интернет-магазинах значительно выросли, когда эти розничные продавцы адаптировали свои веб-сайты для российского рынка, переведя контент на русский язык.

6. Очень популярна оплата после доставки – карты получили большее распространение не так давно, и теперь у большинства россиян есть банковские счета. Однако наличные по-прежнему популярны, и клиенты привыкли платить после того, как их заказ будет доставлен.

Оставить комментарий