Ozon растет, но дорогой ценой: маркетинговые расходы и затраты на реализацию поднялись на 174% - Marketing Tech
Подписывайтесь на наш телеграм канал, в нем мы публикуем кейсы - ПЕРЕЙТИ НА КАНАЛ

Автор фото Марк Кениг с сайта unsplash.com

Аналитики рассматривают отчеты публичных компаний за второй квартал 2021 года и делают далеко идущие выводы. Квартальная отчетность показывает, что Ozon увеличил объём товарооборота на 94% – с 45,8 до 89 миллиардов рублей по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Компания растет быстрее, чем отечественный е-ком, который в прошлом году увеличился только на 58%, а в первые два месяца 2021-го вырос на 44,2%.

Товарооборот маркетплейса превысил прогнозы аналитиков, которые говорили о росте в 81%-84%, и собственные планы компании. Ранее Ozon полагал, что по итогам 2021 года оборот не изменится, а теперь уверен — вырастет на 10%. По заявлению руководства, в планах компании дорасти до оборота в два с половиной триллиона рублей к 2026 году.

Сейчас на отечественном рынке E-commerce Ozon по размеру находится на втором месте, уступая лишь Wildberries. Доля “Озона”составляет примерно 10%, а в планах — занять треть всего рынка.

В 2020 году чуть менее 50% всех интернет-продаж сделали четыре маркетплейса: Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия» и «Яндекс.Маркет».

«Яндекс» стремится догнать «Озон» по объему товарооборота. За шесть месяцев 2021 года разрыв существенно сократился.

Кроме того, активизировался «Сбермегамаркет» (бывший Goods.ru), который планирует в 2023 году занять третье место на рынке с оборотом в пол триллиона рублей. С поддержкой Сбербанка это представляется вполне возможным.

«Озон» использует для развития средства, привлеченные в результате первичного размещения своих ценных бумаг на фондовом рынке (IPO). Взрывной рост дорого обходится маркетплейсу. Доля затрат «Озона» в объеме товарооборота выросла. Общие операционные расходы увеличились на 82% и составили без малого 50 миллиардов рублей.

В пятеро (!) уменьшилась EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization – прибыль до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов). Убыток составил 9,1 миллиарда рублей.

Основное увеличение затрат Ozon допустил по двум направлениям:

  • инвестиции в инфраструктуру: в 2 раза увеличили расходы по доставке и выполнению заказов;
  • инвестиции в увеличение клиентской базы привели к росту вложений «Озона» в рекламу и продажи. Эта статья затрат выросла на 174%.

Аналитики связывают увеличение товарооборота с:

  • увеличением количества заказов — за год их число выросло на 180%;
  • уменьшением сроков доставки;
  • расширением ассортимента до 27 миллионов товаров;
  • привлечением 50 тысяч продавцов — их в 2021 году на площадке стало в два раза больше;
  • увеличением площади складов на 18 тысяч квадратных метров.

Действия «Озона» должны снять главное ограничение в развитии отечественного рынка электронной коммерции — нехватку логистических мощностей.

Убытки, которые понес маркетплейс, по мнению аналитиков станут основой для значительного увеличения товарооборота в среднесрочной перспективе.

Рассчитывать на прибыль пока не приходится. Чтобы стать прибыльным “Озону” придется отказаться от активной рекламной компании. В условиях усиления конкурентной борьбы отказ от продвижения будет равен “сдаче без боя”.

Оставить комментарий