Фото: rudnet.kz
По сравнению со многими другими отраслями, ожидается, что рынок страхования относительно быстро восстановится после пандемии коронавируса (COVID-19). Хотя, безусловно, это окажет серьезное влияние на отрасль – особенно с учетом того, что большинство страховых компаний генерируют значительные доходы за счет инвестирования страховых взносов держателей полисов.
Несколько факторов смягчают последствия пандемии.
Во-первых, финансовые трудности, скорее всего, не повлияют на многие основные страховые продукты. Такие продукты, как страхование здоровья, дома и автомобиля, не только считаются необходимыми для многих потребителей, но и часто являются обязательными.
Во-вторых, блокировка снизила многие риски, которые могут привести к страховым случаям (например, за счет сокращения туризма).
И в-третьих, пандемия побудила многие страховые компании приступить к реализации проектов по цифровизации, которые, вероятно, принесут среднесрочный прирост эффективности, как только условия вернутся к нормальным.
По этим причинам ожидается восстановление страховой отрасли, которая в 2021 году превысит размер рынка в 2019 году.
В 2020 году страховой рынок России вырос на 4,1% по подсчетам ЦБ РФ. В настоящее время страховщики предлагают более 100 видов страхования, наиболее популярными из которых являются ОСАГО, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование имущества. На рынке работают 160 страховых компаний и 59 страховых брокеров.
Провалы рынка наблюдались в сегменте ДМС из-за сокращения объемов деятельности и банкротства компаний, остальные сегменты показали слабый рост.
Доля продаж через онлайн-сервисы пока невелика. Почти каждая страховая компания и все сервисы агрегаторы предлагают приобретение полисов онлайн, но это касается, в основном, автострахования, имущественного страхования, ДМС и туристических страховок. Через онлайн-сервисы приобретается 59% туристических страховых полисов, 27% полисов страхования имущества, 26% полисов ОСАГО, 13% полисов ДМС.
Тормозят развитие онлайн страхования следующие факторы:
- Отсутствие дистанционного урегулирования убытков и разрешения иных страховых ситуаций. Проблему можно решить лишь частично. Например, онлайн-сервис Mafin предлагает онлайн урегулирование по автострахованию на сумму до 100 тыс. рублей.
- Недоверие потребителей к электронным полисам.
- Отсутствие у потребителей достоверной и полной информации о покупке полисов онлайн.
По прогнозам АКРА, в этом году страховой рынок вернется к уверенной траектории развития, прирост страховых премий составит 9,4%. Усилия страховщиков по развитию цифровых технологий отразятся на темпах роста онлайн-продаж, что приведет к приросту продаж через сайты страховых компаний и онлайн-сервисов агрегаторов.