Онлайн ритейлеры сокращают офлайн затраты

Во время самоизоляции малый бизнес, лишившись привычных каналов продаж, потянулся к маркетплейсам. Коммерсантъ сообщает, что оборот Wildberries увеличился во втором квартале 2020 года на 123%  – более  103 миллиардов рублей.  Ozon вырос на 188% – почти 46 миллиардов рублей.

Наметилась тенденция использовать пункты выдачи заказов (ПВЗ)  не только для передачи товаров покупателям. С некоторых пор они работают как логистические центры. Например, у Wildberries 25 тысяч пунктов в 16 регионах принимают малогабаритные грузы у поставщиков и дальше переправляют их на склады ритейлера. Груз должен быть не более одного кубического метра. По информации Ведомостей, сервис Ozon принимает товар в ПВЗ и центрах сортировки с середины 2019 года. Опция доступна в 35 регионах страны и местами даже для крупногабаритных грузов. 

Двусторонний трафик расширяет функционал пунктов выдачи. Под давлением китайских конкурентов, ритейлеры вынуждены наращивать свое присутствие в регионах и увеличивать количество ПВЗ и постаматов. У Ozon их более 12 тысяч и 80% ПВЗ уже сейчас управляется партнерами. Ozon предлагает партнерам на франшизе, выкупить работающие пункты. В цену продажи входит перезаключение договора на аренду помещения, перевод сотрудников пункта на работу к партнеру и передача оборудования. Есть информация, что за каждый пункт Ozon рассчитывает получить от восьмисот тысяч до миллиона рублей. Эксперты полагают, что сумма завышена. Цена продажи должна быть не более двукратной стоимости открытия нового ПВЗ. Запуск пункта выдачи в хорошем месте большого мегаполиса, в среднем, обходится тысяч в триста. 

Wildberries, как и Ozon, озаботился расширением сети ПВЗ за счет партнеров. Компания заявила о готовности передавать управление действующими пунктами и помогать с открытием новых. Благодаря сделке с ГК «Обувь России» ритейлер получит еще 263 пункта, которые разместят в магазинах сети. Опыт у обувщиков есть – с посылками работают уже два года. Ежемесячно через них проходит сто тысяч отправлений. 

Более того, Wildberries предлагает открывать партнерские точки всем желающим юридическим лицам. Для них компания разработала бесплатное приложение WB Point, доступное на Google Play и App Store. Пользователи обеих операционных систем поставили WB Point три звезды. 

В Wildberries надеются привлечь в качестве партнеров некрупные организации “на местах”, которые лучше знают особенности региона и могут привлекать дополнительные заказы. Есть опасение, что слабо контролируемые партнеры напортачат с сервисом и нанесут урон бренду, но большинство экспертов считают: для покупателей смена права собственности на ПВЗ пройдет незаметно. 

    Эффективность малого бизнеса при создании и обслуживании пунктов выдачи доказана практикой. Эта технология внедряется у многих онлайн ритейлеров. Для гигантов содержание сети ПВЗ составляет ощутимую долю расходов на логистику.

    Еще одна пикантная подробность. Ozon, прилично заработавший на пандемии, решил выйти на биржу. Есть мнение, что в преддверии IPO (Initial Public Offering – первичное публичное размещение) интернет ритейлер сбрасывает балласт нерентабельных активов.  В начале 2020 года  компания заявила о сокращении почти всех курьеров и передачи доставки на аутсорсинг. Оптимизация и выпуск акций призваны пополнить оборотный капитал Ozona, который пойдет на развитие компании. 

    Таким образом, трендом среди онлайн ритейлеров становится передача партнерам неосновных функций. Большая территория, “убитая” инфраструктура делают доставку неинтересной для крупных игроков рынка и тормозят развитие электронной коммерции. Это дает региональным бизнесам небольшую фору.  Смогут ли они конкурировать с маркетплейсами в будущем?  Какие шаги нужно предпринять, чтобы выжить после стабилизации рынка доставки? 

    Объем интернет-продаж растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Повышается спрос на услуги доставки, ПВЗ и постаматы. Это огромная ниша с минимальной конкуренцией. Как вы думаете, стоит ли обратить на нее внимание? 

Оставить комментарий