Фото: https://cms.jiohealth.com

Рынок телемедицины в России стремительно развивается последние несколько лет. С появлением высокоскоростного Интернета и передовых телекоммуникаций телемедицина стала доступной по всей стране.  Телемедицину можно использовать для удаленных аудио и видео консультаций, снижения стоимости повторных визитов к врачу, постоянного наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями.

За последние полгода рынок телемедицины сформировался со следующими ключевыми участниками:

  • традиционные медицинские клиники, предлагающие услуги телемедицины;
  • агрегаторы телемедицины;
  • онлайн-клиники.

Медицинские клиники с услугами телемедицины – это традиционные лицензированные клиники с сертифицированными врачами, которые, помимо очных консультаций, могут также проводить консультации онлайн. Яркие примеры – ДокторРядом и Азбука медицины.

Агрегаторы телемедицины – это онлайн-сервисы, которые предоставляют платформы для проведения телемедицинских консультаций для офлайн-клиник и пациентов. Будучи посредником в сфере услуг телемедицины, цель таких платформ – упростить для пациента поиск профессионала в Интернете и упростить процесс записи на прием к врачу. Поскольку такие платформы представляют собой просто технологическое решение, получение медицинской лицензии не требуется. В число ведущих агрегаторов телемедицины входят DocDoc, Doctor Smart и Medkompas.

Наконец, онлайн-клиники – это медицинские клиники, которые предоставляют услуги телемедицины и имеют медицинские лицензии. Услуги телемедицины предоставляются сертифицированными медицинскими клиниками. На начало 2021 года наиболее популярными телемедицинскими онлайн – сервисами в России являются:

  • Яндекс.Здоровье, в котором педиатры, терапевты, гинекологи, дерматологи, венерологи, гастроэнтерологи, неврологи, психологи и детские психологи, косметологи дают рекомендации в чате или по видеосвязи. Они отвечают на вопросы, создают медицинские записи и расшифровывают результаты анализов.
  • SberHealth с веб-сайтом и приложением для смартфона. Услуга позволяет получить консультации, записи на прием, диагностику или обследование.
  • Медведь.Телемед – система дистанционного консультирования врачей. Помимо уже описанного функционала других сервисов, в системе есть удобный интерфейс врача с возможностью проведения консультаций.
  • Qapsula – это интерактивная система поддержки, которая направлена ​​на повышение эффективности профилактики и лечения различных состояний. Помимо возможности консультации с врачом в любом удобном формате, в проекте есть программа с чат-ботами для Web, iPhone и Android. В нем можно контролировать физические нагрузки и параметры организма, сервис напоминает о встрече с врачом, сдаче анализов и приеме лекарств.

Добровольное медицинское страхование также включает в себя телемедицинские услуги, клиенты страховых компаний могут получить медицинскую консультацию. Дистанционные консультации обойдутся дешевле как страховщикам, так и тем, кто самостоятельно оплачивает медицинские услуги, чем посещение частной клиники.

Прогнозы по развитию телемедицины и связанных с ней онлайн-сервисов довольно благоприятны. До 2020 года ежегодный рост телемедицины в России был на уровне 10-15%, а к 2023 году рынок медицинских онлайн-сервисов может достичь 90 млрд. рублей ($ 1,2 млрд.) с более высоким темпом роста. 

Но для развития телемедицины есть некоторые препятствия, самые простые из которых связаны с наличием у людей высокоскоростного интернета и доверия к такому виду услуг.

Несмотря на то, что информация, полученная при оказании медицинской помощи с использованием телемедицины, должна соответствовать действующему российскому законодательству о персональных данных, есть опасения по ее утечке и продаже. Эта проблема пока никак не решается.

Кроме того, онлайн-сервисы могут оказывать лишь ограниченную помощь, проведение консультации не сопровождается выпиской рецепта или направлением на лечение.

Безусловно, рынок телемедицины будет развиваться, но его роль в лечении граждан будет вторичной.

Оставить комментарий