Фото: snob.ru

У цифровизации производств, работающих в офлайне с объектами материального мира (станками, установками, химическими реакциями), гораздо больше ограничений, чем при диджитализации компаний, опирающихся, в основном, на кадровый потенциал или связанных с интернет-средой. Часто цифровая трансформация влечет за собой глобальные изменения для производственников: от смены ассортимента до создания новых рынков или изменения бизнес-модели.

Эти особенности не остановили один из крупнейших нефтехимических холдингов РФ – “Сибур”, объединивший более 20 предприятий, изготавливающих полиэтилен и пластик из попутного природного газа — побочного сырья от добычи углеводородов.

Схема производства “Сибур”. Рисунок: sibur.ru

В марте 2021 года холдинг запустил свой цифровой акселератор, чтобы найти инновационные инструменты для ежедневной деятельности сотрудников, корпоративного образования и HR.

Разработчики, которые вышли в финал трудятся над оплачиваемыми “пилотами” три месяца и получают перспективу долгого и плодотворного сотрудничества с нефтехимическим гигантом.  Таким образом происходит цифровизация управления “человеческим капиталом”. Как протекает digital-трансформация других бизнес-процессов?

Директор “Сибура” по digital&IT Алиса Мельникова рассказала РБК, что цифровизация идет по трем направлениям:

1. Оптимизация производственных процессов. Она подразделяется на:

– увеличение выпуска продукции,

– уменьшения расходов сырья и других ресурсов,

– сокращение упущенных доходов из-за простоя оборудования.

По словам Алисы Мельниковой, в “Сибуре” и других предприятиях нефтехимической промышленности, уже десятилетиями применяется аналог интернета вещей (IoT) – контрольно-измерительные приборы, подключенные к автоматизированным системам управления технологическим процессом (АСУ ТП). Данные с оборудования собираются и применяются в управлении. Количество процессов, с которых снимаются показания датчиков постоянно растет. Причем измерительные приборы разрабатываются в “Сибуре”. Датчики нужны для слежения за взрывоопасными процессами или работы в сложных климатических условиях. Такие устройства просто не продаются на рынке. 

2. Продажи. Помимо внутреннего рынка “Сибур” поставляет продукцию на заводы Европы и Азии. Маркетологам группы приходится прогнозировать спрос, планировать ассортимент и распределение его по рынкам сбыта, выстраивая и оптимизируя звенья цепи поставок.

AR-комплекс,  созданный “Сибуром”.  Фото: Инстаграм компании @sibur_holding

Кроме того, в рамках холдинга действует подразделение “Сибур Диджитал”, которое в июне 2021 года “запустило в продажу” два продукта высоких технологий:

  • Комплекс дополненной реальности, позволяющий проводить онлайн-консультации на производстве”. Решение состоит из AR-очков с управлением голосом, камеры и экрана. Оно работает под управлением собственной мобильной медиаплатформы. Помимо нефтехимиков, AR-технология будет интересна металлургам, оборонщикам и представителям пищевой промышленности.

Продукт уже тестируется у нескольких крупных заказчиков и в настоящий момент AR-комплекс работает на всех предприятиях “Сибура”.  Благодаря внедрению технологии в 2020 году удалось сэкономить 20 миллионов рублей.

  • Комплекс промышленного интернета вещей, предназначенный для сбора и обработки информации о состоянии оборудования и технологических процессах. Он состоит из системы датчиков, передающих информацию по беспроводным сетям на IIoT платформу предприятия. Там данные систематизируются, хранятся и визуализируются для пользователей с помощью web-интерфейса, а также могут быть выгружены через API.

Помимо нефтехимических производств, комплекс интересен для предприятий нефтегазовой и металлургической промышленности.  Эта разработка внедрена на четырех предприятиях “Сибура”. Экономический эффект от внедрения за 2020 год – 70 миллионов рублей.

3. Логистика. Продукция с заводов холдинга отправляется автомобильным, морским и железнодорожным транспортом.

Рассмотренные направления цифровой трансформации только за 2020 год принесли “Сибуру” три миллиарда рублей, а общий экономический эффект от программы цифровизации оценивается в восемь миллиардов.

Чтобы управлять факторами, приносящими успех по перечисленным направлениям, в холдинге используют инструменты анализа больших данных и гордятся, что прогнозы инхаус-команды точнее, чем у аналитических агентств.

К концу прошлого года в Озеро данных “Сибура” было загружено более 95% информации о ключевых сквозных процессах. Данные пока не монетизируются, но предоставляются клиентам холдинга для помощи в оптимизации производственных процессов.

В прогнозировании используется более 60 моделей, построенных на данных за два десятилетия. Изначально сбор и обработка информации происходили вручную. Маркетологи работали по нескольку дней, чтобы построить 60+ прогнозов. Теперь процесс автоматизирован — несколько сотен котировок пересчитываются автоматически и с большей точностью.

В период коронакризиса, когда рынок изменяется с огромной быстротой, аналитический комплекс помог компании “закрыть” 2020 год с полумиллиардным доходом.

Оставить комментарий