Фото: s0.rbk.ru

«Яндекс» продолжает расширять линейку финансовых услуг.  MarketingTECH писал, что на «Яндекс.Маркете» появилась возможность покупок в кредит. Теперь маркетплейс получил опцию, благодаря которой можно оплачивать товары по частям. Она реализована с помощью отдельного кроссплатформенного сервиса «Сплит», доступного в web-версии, iOS и Android версиях «Яндекс.Маркета». Сообщается, что к сервису со временем будут подключены и другие партнеры. 

Когда пользователь оформляет заказ, он может единовременно оплатить четверть стоимости покупки. Оставшаяся сумма, поделенная на равные части, будет списываться раз в две недели. Таким образом, периодичность списания примерно совпадает с традиционным графиком получения зарплаты в РФ.

В «Яндексе» подчеркивают, что “Сплит” – это не кредитный сервис. Речь идет именно о беспроцентной рассрочке. Покупатель распоряжается своими, а не заемными средствами. Поэтому не понадобится ждать одобрения банка. Даже анкет и заявлений отправлять не нужно.

Сервис скорее напоминает инструмент финансового планирования. Чтобы большие покупки не отражались на личном бюджете, пользователь регулярно вкладывает в приобретение нужной вещи свободную часть средств. При этом он уже получает выгоду от пользования товаром.

Поскольку «Сплит» – часть экосистемы «Яндекса», график платежей доступен в личном кабинете пользователя по «Яндекс ID» – единому пользовательскому аккаунту на Яндексе.

По мнению разработчиков, выгода продавца от подключения к сервису «Сплит» состоит:

  • в единовременном получении всей суммы за товар,
  • в повышении среднего чека заказа,
  • в возможности привлечь большее количество клиентов и увеличить продажи.

Пока комиссия с продавцов за пользование «Сплитом» не взимается, но ее обещают ввести со временем.

Скриншоты «Яндекс.Маркета» с сервисом «Сплит». Источник: Пресс-служба компании «Яндекс»

Еще не все пользователи получили доступ к сервису. В рассрочку можно купить только товар, доставляемый «Яндекс.Маркетом».  К «Сплит» подключено свыше двух десятков категорий товаров.  В “тестовом режиме” разбить на части и погасить можно от 1 тысячи до 30 тысяч рублей, но этот диапазон «Яндекс» может изменить.

Возможность покупки товаров в кредит или рассрочку «Яндекс» реализовал на два месяца позже, чем онлайн-магазин Wildberries, который занимает первое место по объему товарооборота в РФ.  Wildberries не разглашает список своих финтех партнеров, но утверждает, что решение о предоставлении банковского кредита принимается программным продуктом на базе искусственного интеллекта. Это позволяет затрачивать всего несколько минут на выдачу кредита. Кредитные организации сами проводят проверку заемщика.

Финансовые услуги доступны из корзины на Wildberries при выборе способа оплаты.  Для их получения покупателю придется заполнить анкету. Ответ банка с решением о предоставлении кредита приходит SMS. Кредитный договор можно заключить встречной SMSкой.

В кредит можно взять любой из 11 миллионов товаров сайта при сумме чека более 5 тысяч рублей, а беспроцентная рассрочка предоставляется на бытовую технику и электронику. Срок кредита или рассрочки может составлять от полугода до года.

Как видим, действия ИТ-гигантов направлены на интеграцию площадок электронной коммерции с финансовыми сервисами. Для этих целей маркетплейсы включают в свои экосистемы банки.

Единоличная собственница Wildberries в феврале 2021 года приобрела банк «Стандарт-кредит», а в июле «Яндекс» купил банк «Акрополь». «Озон», который находится на втором месте в стране по размеру товарооборота, обзавелся «Оней-банком» в мае.

Сейчас «Озон» пошел по пути кредитования продавцов, торгующих на площадке. Еще в сентябре 2020 года была запущена платформа Ozon.Invest, а в феврале 2021 года создана микрофинансовая компания «Озон.Кредит».

Что касается продажи в кредит или в рассрочку, то «Oзон» начал предоставлять эту финансовую услугу без привлечения банков еще в 2019 году. По условиям рассрочка предоставляется на 6 месяцев. Максимальная сумма – до 300 тысяч рублей. Каждому пользователю устанавливается персональный лимит. Нет первоначального взноса.

Обладание банковской лицензией, которое стало возможно после приобретения банков, позволит маркетплейсам существенно расширить ассортимент финансовых услуг, эффективнее проводить расчеты внутри экосистемы и вести конкурентную борьбу на равных. Ведь на рынок давит «Сбермаркет» экосистемы «Сбербанка» и AliExpress, который помимо китайских производителей стал подключать к торговой площадке и российских продавцов.