Фото: Леон Зайберт, источник – https://unsplash.com/.
Clubhouse стало самым скачиваемым бесплатным приложением соцсетей в России. По оценкам экспертов миллион российских пользователей оно наберет примерно к 8 марта. Пока писалась эта статья количество оценок приложения в App Store выросло на 4,4 тысячи и составило 54,7 тысяч. Сейчас средний бал Clubhouse – 4,8 звезды.
Marketing TECH уже рассказывал о стартапе – “единороге” Clubhouse, где в отличие от других социальных сетей, общение происходит голосом в режиме реального времени. Среди достоинств соцсети маркетологи отмечают, что можно слушать живую, без монтажа и цензуры, речь интересных людей с выключенным экраном, занимаясь своими делами. Если возникнет потребность высказаться, то можно сразу — нет необходимости заниматься подготовкой достойного видеоряда.
Коротко о “топологии соцсети”
Голосовые чаты до пяти тысяч участников, они же комнаты, они же беседы — место, где происходит общение. Они живут пока идет диалог. Выход из комнаты происходит незаметно для остающихся. Когда уходит последний участник, комнаты пропадают навсегда (но записи иногда “всплывают” в другом месте).
Комнаты может создавать любой обитатель соцсети или группа пользователей. В Рунете уже появилось несколько живучих комнат, больше напоминающих конференции или интерактивные подкасты.
Комнаты бывают открытые и приватные.
Открытые комнаты доступны в любой момент времени. После того, как создана открытая комната и обозначена тема для обсуждения, соцсеть рассылает уведомление с предложением присоединиться к беседе подписчикам тех, кто создал комнату. Когда, человек присоединяется к беседе, уже его подписчикам рассылается приглашение. Поэтому количество людей в комнате растет быстро. Беседу можно запланировать заранее и подписчики смогут добавить ее в календарь.
Приватные беседы предназначены только для членов клуба. Клубы в соцсети представляют собой объединение людей, обсуждающих определенную тему. Создать свой клуб с ходу не получится. Этот механизм еще не в полной мере отлажен разработчиками.
Маркетологи выделяют несколько ролей в Clubhouse:
- модераторы (кто-то из создателей комнаты) – дают слово “поднявшим руку”, желающим высказаться,
- спикеры — непосредственно ведущие диалог,
- создатели комнаты со статусом спикеров,
- подписчики спикеров, которые в курсе выступлений спикера и приходят в беседу вместе с ним,
- прочие слушатели.
В небольших комнатах приложение без участия модератора может назначить слушателя спикером, если среди подписчиков слушателя есть организаторы беседы.
Clubhouse дает возможность отключить уведомления и сообщает участникам, что эта опция выключена. В приложении реализован поиск по комнатам и пользователям.
В Clubhouse нет возможности выражать свое отношение к словам спикера. Поэтому сложно оценить, как пользователи воспринимают контент, с какого места выступления они “разбежались”.
Модерация соцсети тоже вызывает вопросы. Есть вероятность, что в пылу спора собеседник перейдет на оскорбления и кто-то будет обижен. На этот случай есть кнопка “Пожаловаться”. Массовые жалобы могут привести к бану пользователя. В России уже создан прецедент, когда “бан словил” известный телеведущий.
Какие моменты, связанные с регистрацией Clubhouse, отметили маркетологи?
1. При регистрации нового пользователя, приложение уведомляет всех, у кого он есть в списке контактов, что человек доступен для приглашения.
Поскольку на странице приглашенного указывается “рекомендатель”, эту функцию можно задействовать для распространения информации о себе. Также приложение показывает пользователю сколько участников Clubhouse сохранили его телефон в контактах.
2. В Clubhouse хорошо работает персонализация. Поэтому важно указывать список интересов при регистрации и менять его, когда отдельные темы становятся неактуальными. Маркетологи также советуют быть аккуратными с выбором друзей. Соцсеть, предлагая контент, ориентируется на подписки пользователя.
3. Обладателям брендов лучше поспешить с регистрацией аккаунтов, т.к. позже имя может быть занято.
4. Сервис не предполагает обмен контактами.
Как все социальные сети, Clubhouse уже имеет рекомендации по оформлению профиля, сервис для создания аватарок и специалистов, которые предлагают грамотное заполнение информации в описании профиля. Это стало предметом для шуток и мемов. Появился генератор случайных описаний профиля.
Clubhouse на службе маркетинга
Рекламы в новой социальной сети нет. Зато есть относительно доступный микрофон. Его иногда задействуют, чтобы прорекламировать собственный бренд или продвигаемые проекты.
Среди маркетологов и бизнесменов к продвижению относятся с пониманием, т.к. эта категория пользователей пришла в Clubhouse отчасти из-за нетворкинга. Вне профессиональной среды реклама воспринимается негативно и некоторые модераторы, передавая микрофон, просят от нее воздержаться.
Число посетителей комнаты зависит от известности спикеров. Общей ленты нет и самый надежный способ узнать о беседе — уведомление. Поэтому в модераторы приглашают пользователей с наибольшим числом подписчиков, а если в комнату заходит именитый слушатель, то его делают спикером. Блогеры стали зарабатывать на том, чтобы побыть “молчаливыми спикерами” в чужих комнатах.
За непродолжительное время нахождения россиян в Clubhouse, там сформировалась некая субкультура. Например, в её рамках возникли два враждебных лагеря биониклов и лего-человечков. Они почти начали “первую межпластмассовую войну”, но потом объединились против общего врага.
Учитывая специфичность аудитории Clubhouse, элементы субкультуры могут быть использованы в качестве опознавательного знака “свой – чужой” для рекламы на других площадках, когда необходимо привлечь внимание отдельной категории пользователей: маркетологов, инвесторов и т.д.
Компании тестируют Clubhouse в качестве площадки для общения бренда с потребителями, улучшения имиджа и построения комьюнити. Эксперты отмечают, что “аудиоформат неудобен для рекламодателей и затрудняет продажи”.
Мнение пользователей
О применении новой соцсети в “классических маркетинговых целях” пока не говорят. MarketingTECH просмотрел более семи сотен комментариев, оставленных маркетологами на профильных площадках под публикациями о Clubhouse.
Примерно пятая часть комментариев посвящена поиску/продаже/розыгрышу инвайтов. Еще столько же – в той или иной степени касаются грамотной PR-кампании вокруг проекта. Часть коллег принципиально против участия в новой соцсети. Ждут, когда хайп пройдет, а другие, наоборот, спешат занять в нем “лучшие места”.
Многие высказавшиеся отмечают образовательный потенциал проекта из-за участия в диалогах ведущих специалистов индустрии. Это касается комнат, организованных топовыми специалистами. При рандомных заходах в разные комнаты наблюдается не очень высокий уровень контента. Комментаторы полагают, что сеть будет и дальше деградировать с ростом числа пользователей.
Также прозвучало, что с приходом Clubhouse мобильная связь окончательно отойдет на второй план, уступив место разговорам через Интернет.
Кроме того, маркетологи отмечают схожесть новой соцсети с другими сервисами Stereo, Zello, Periscope. Принципиальных отличий от существующих сервисов, кроме элитарного комьюнити с ограниченным входом и возможностью “быть равным среди первых” пока названо не было.
Ознакомившись с мнением коллег о Clubhouse, MarketingTECH полагает, что присутствие в нем желательно для тех, кто строит личный бренд, профессионально занимается выступлениями (коучей, бизнес-тренеров, медийных личностей и т.д.) или имеет время и желание поговорить.
Площадка может быть полезна для продвижения образовательных, финансовых, IT и медийных проектов на узкую специфическую аудиторию. Поэтому принимая решение о регистрации, следует исходить из задач, стоящих перед маркетологом.
Коллеги, как вы полагаете, стоит ли “заходить” в Clubhouse?