Голосовая соцсеть Clubhouse глазами маркетологов - Marketing Tech
Подписывайтесь на наш телеграм канал, в нем мы публикуем кейсы - ПЕРЕЙТИ НА КАНАЛ

Фото: Леон Зайберт, источник – https://unsplash.com/.

Clubhouse стало самым скачиваемым бесплатным приложением соцсетей в России.  По оценкам экспертов миллион российских пользователей оно наберет примерно к 8 марта. Пока писалась эта статья количество оценок приложения в App Store выросло на 4,4 тысячи и составило 54,7 тысяч.  Сейчас средний бал Clubhouse – 4,8 звезды. 

Marketing TECH уже рассказывал о стартапе – “единороге” Clubhouse, где в отличие от других социальных сетей, общение происходит голосом в режиме реального времени.  Среди достоинств соцсети маркетологи отмечают, что можно слушать живую, без монтажа и цензуры, речь интересных людей с выключенным экраном, занимаясь своими делами. Если возникнет потребность высказаться, то можно сразу — нет необходимости заниматься подготовкой достойного видеоряда.

Коротко о “топологии соцсети”

Голосовые чаты до пяти тысяч участников, они же комнаты, они же беседы — место, где происходит общение. Они живут пока идет диалог.  Выход из комнаты происходит незаметно для остающихся. Когда уходит последний участник, комнаты пропадают навсегда (но записи иногда “всплывают” в другом месте).

Комнаты может создавать любой обитатель соцсети или группа пользователей.  В Рунете уже появилось несколько живучих комнат, больше напоминающих конференции или интерактивные подкасты.

Комнаты бывают открытые и приватные.

Открытые комнаты доступны в любой момент времени. После того, как создана открытая комната и обозначена тема для обсуждения, соцсеть рассылает уведомление с предложением присоединиться к беседе подписчикам тех, кто создал комнату.  Когда, человек присоединяется к беседе, уже его подписчикам рассылается приглашение. Поэтому количество людей в комнате растет быстро. Беседу можно запланировать заранее и подписчики смогут добавить ее в календарь.

Приватные беседы предназначены только для членов клуба. Клубы в соцсети представляют собой объединение людей, обсуждающих определенную тему. Создать свой клуб с ходу не получится. Этот механизм еще не в полной мере отлажен разработчиками.

Маркетологи выделяют несколько ролей в Clubhouse:

  • модераторы (кто-то из создателей комнаты) – дают слово “поднявшим руку”, желающим высказаться,
  • спикеры — непосредственно ведущие диалог,
  • создатели комнаты со статусом спикеров,
  • подписчики спикеров, которые в курсе выступлений спикера и приходят в беседу вместе с ним,
  • прочие слушатели.

В небольших комнатах приложение без участия модератора может назначить слушателя спикером, если среди подписчиков слушателя есть организаторы беседы.

Clubhouse дает возможность отключить уведомления и сообщает участникам, что эта опция выключена.  В приложении реализован поиск по комнатам и пользователям.

В Clubhouse нет возможности выражать свое отношение к словам спикера.  Поэтому сложно оценить, как пользователи воспринимают контент, с какого места выступления они “разбежались”.

Модерация соцсети тоже вызывает вопросы.  Есть вероятность, что в пылу спора собеседник перейдет на оскорбления и кто-то будет обижен. На этот случай есть кнопка “Пожаловаться”. Массовые жалобы могут привести к бану пользователя. В России уже создан прецедент, когда “бан словил” известный телеведущий.

Какие моменты, связанные с регистрацией Clubhouse, отметили маркетологи?

1. При регистрации нового пользователя, приложение уведомляет всех, у кого он есть в списке контактов, что человек доступен для приглашения.

Поскольку на странице приглашенного указывается “рекомендатель”, эту функцию можно задействовать для распространения информации о себе.  Также приложение показывает пользователю сколько участников Clubhouse сохранили его телефон в контактах.

2.  В Clubhouse хорошо работает персонализация. Поэтому важно указывать список интересов при регистрации и менять его, когда отдельные темы становятся неактуальными. Маркетологи также советуют быть аккуратными с выбором друзей. Соцсеть, предлагая контент, ориентируется на подписки пользователя.

3.  Обладателям брендов лучше поспешить с регистрацией аккаунтов, т.к. позже имя может быть занято.

4. Сервис не предполагает обмен контактами.

Как все социальные сети, Clubhouse уже имеет рекомендации по оформлению профиля, сервис для создания аватарок и специалистов, которые предлагают грамотное заполнение информации в описании профиля.  Это стало предметом для шуток и мемов.  Появился генератор случайных описаний профиля.

Слева — скриншот приложения для создания аватаров https://pic.house/ с фото главной героини сериала “Черное зеркало” (Black Mirror)
Справа — скриншот профиля пользователя Clubhouse. Источник: https://unternehmer.de/

Clubhouse на службе маркетинга

Рекламы в новой социальной сети нет. Зато есть относительно доступный микрофон. Его иногда задействуют, чтобы прорекламировать собственный бренд или продвигаемые проекты.

Скриншот из сериала “Черное зеркало” (Black Mirror), рассказывающего о желании принадлежать к элитному клубу и погоне за лайками.

Среди маркетологов и бизнесменов к продвижению относятся с пониманием, т.к. эта категория пользователей пришла в Clubhouse отчасти из-за нетворкинга. Вне профессиональной среды реклама воспринимается негативно и некоторые модераторы, передавая микрофон, просят от нее воздержаться.

Число посетителей комнаты зависит от известности спикеров. Общей ленты нет и самый надежный способ узнать о беседе — уведомление. Поэтому в модераторы приглашают пользователей с наибольшим числом подписчиков, а если в комнату заходит именитый слушатель, то его делают спикером. Блогеры стали зарабатывать на том, чтобы побыть “молчаливыми спикерами” в чужих комнатах.  

За непродолжительное время нахождения россиян в Clubhouse, там сформировалась некая субкультура. Например, в её рамках возникли два враждебных лагеря биониклов  и лего-человечков.  Они  почти начали “первую межпластмассовую войну”, но потом объединились против общего врага. 

Учитывая специфичность аудитории Clubhouse, элементы субкультуры могут быть использованы в качестве опознавательного знака “свой – чужой” для рекламы на других площадках, когда необходимо привлечь внимание отдельной категории пользователей: маркетологов, инвесторов и т.д.

Компании тестируют Clubhouse в качестве площадки для общения бренда с потребителями, улучшения имиджа и построения комьюнити. Эксперты отмечают, что “аудиоформат неудобен для рекламодателей и затрудняет продажи”.

Мнение пользователей

О применении новой соцсети в “классических маркетинговых целях” пока не говорят. MarketingTECH просмотрел более семи сотен комментариев, оставленных маркетологами на профильных площадках под публикациями о Clubhouse.

Примерно пятая часть комментариев посвящена поиску/продаже/розыгрышу инвайтов. Еще столько же – в той или иной степени касаются грамотной PR-кампании вокруг проекта.  Часть коллег принципиально против участия в новой соцсети. Ждут, когда хайп пройдет, а другие, наоборот, спешат занять в нем “лучшие места”.

Многие высказавшиеся отмечают образовательный потенциал проекта из-за участия в диалогах ведущих специалистов индустрии.  Это касается комнат, организованных топовыми специалистами. При рандомных заходах в разные комнаты наблюдается не очень высокий уровень контента.  Комментаторы полагают, что сеть будет и дальше деградировать с ростом числа пользователей.

Также прозвучало, что с приходом Clubhouse мобильная связь окончательно отойдет на второй план, уступив место разговорам через Интернет.

Кроме того, маркетологи отмечают схожесть новой соцсети с другими сервисами Stereo, Zello, Periscope. Принципиальных отличий от существующих сервисов, кроме элитарного комьюнити с ограниченным входом и возможностью “быть равным среди первых” пока названо не было.

Ознакомившись с мнением коллег о Clubhouse, MarketingTECH полагает, что присутствие в нем желательно для тех, кто строит личный бренд, профессионально занимается выступлениями (коучей, бизнес-тренеров, медийных личностей и т.д.) или имеет время и желание поговорить.

Площадка может быть полезна для продвижения образовательных, финансовых, IT и медийных проектов на узкую специфическую аудиторию. Поэтому принимая решение о регистрации, следует исходить из задач, стоящих перед маркетологом.

Коллеги, как вы полагаете, стоит ли “заходить” в Clubhouse?

Оставить комментарий