Изображение предоставлено агентством «Шольчев» с сайта https://sholchev.ru/
Содержание:
- Цели и задачи бренд-стратегии.
- Этапы разработки стратегии.
- Какие исследования полезны бренду.
- Позиционирование бренда.
- Связь между бренд-стратегией и брендингом.
- Стратегии продвижения.
- Как измерить эффективность бренд-стратегии.
- Топ-3 ошибок стратегии.
Публикация агентства «Шольчев».
Цели и задачи бренд-стратегии
Бренд-стратегия — это долгосрочный план развития бренда. В него входят цели и задачи, основные направления деятельности, которые помогут компании достичь успеха на рынке. Если бизнес хочет долгосрочного развития и понимать преимущества своего продукта, стоит уделить время разработке бренд-стратегии. Она поможет позиционировать компанию на рынке, более целостно видеть, как двигаться дальше и преодолевать кризисные ситуации.
Цели и задачи бренд-стратегии:
— создание неповторимого имиджа бренда,
— повышение доверия и лояльности к бизнесу,
— формирование стабильного рыночного преимущества,
— рост продаж,
— привлечение новых покупателей,
— расширение географии продаж.
В разработке бренд-стратегии специалисты агентства «Шольчев» пользуются методом дорожной карты, показывающей путь от точки A до точки B.
В дорожной карте прописываются:
— время для достижения цели,
— как бренд позиционируется на рынке,
Этапы разработки
Если в агентство “Шольчев” обращается клиент с задачей увеличить прибыль, работа начинается с оценки текущей стратегии и анализа условий для роста выручки.
Пример: у производителя детской обуви премиум-класса упали продажи на маркетплейсах, и он не понимает, как заинтересовать новых клиентов. В работе над проектом выяснилось, что позиционирование бренда размыто. Целевая аудитория не знает о нём и его достоинствах, поэтому запуск рекламных инструментов не увеличит прибыль. Лучше начинать с бренд-стратегии — повысить уровень знания о компании и уже потом заниматься масштабной рекламой.
План создания эффективной бренд-стратегии
1. Анализ рынка
Исследуйте свою отрасль. Анализируя похожие компании, их продуктовые линейки, отзывы, потенциал и слабости, можно понять, что реально важно для покупателей. Выделите индивидуальные преимущества продукта и интегрируйте их в бренд-стратегию.
2. Исследование ЦА
Часто предприниматели ошибаются, беря за основу своё мнение о клиентах. Изучите реальные запросы и вкусы целевой аудитории (в том числе с помощью интервью), чтобы узнать, как люди принимают решение о покупке.
3. Визуализация пути клиента (CJM)
Customer Journey Map — это клиентский путь от первого касания до покупки. Если вы построите карту клиентского пути и будете её пересматривать в течение года, вы обнаружите точки, где рост бренда для вас максимально эффективен.
4. Анализ воронки продаж
Уровень продаж зависит от качества воронки продаж. Обратите внимание на каждый из этапов воронки и оцифруйте данные, чтобы лучше прогнозировать. Например, может выясниться, что вы слишком сосредоточены на конверсии в заказы и упускаете первичное касание с клиентом. В таком случае, чтобы увеличить продажи, нужно более активно поработать с первыми этапами воронки.
5. Определение миссии и ценностей
Для чего вы пришли на рынок? В чём польза вашего продукта/услуги? Ответы на эти и подобные вопросы по теме помогут вам сформулировать миссию и ценности компании. Они лягут в основу бренд-стратегии.
6. Разработка идентичности бренда
Айдентика бренда — это система уникальных визуальных элементов, в которую входят логотип, цвета, шрифты, формы, фирменный стиль. Она необходима, чтобы выразить индивидуальность бренда.
7. Подготовка коммуникационной стратегии
Для каждого бизнеса подходят свои каналы и форматы коммуникации. На основе анализа подберите площадки и стиль общения, которые будут органичны вашему бренду.
8. Мониторинг и анализ результатов стратегии
Каждый квартал контролируйте эффективность вашей бренд-стратегии в качественных и количественных показателях. Насколько узнаваем ваш бренд? Какая у него доля рынка в его тематике? Как привыкли относиться к нему клиенты и почему? Эта информация меняется, поэтому отслеживайте изменения.
Качество продукта, позиционирование бренда и уникальное торговое предложение — это основа любой бренд-стратегии. Но иногда маркетологи слишком много уделяют внимания УТП или брендбуку, при этом не занимаются реальными продажами. Подход агентства «Шольчев» основан именно на стимуляции роста продаж, и эффективность каких-либо действий (ребрендинга, расширения ассортимента и т.д.) основана на прогнозах — как они повлияют на рост доходов.
Какие исследования полезны бренду
В агентстве могут попросить результаты предыдущих исследований для формирования гипотез и сценариев увеличения оборота.
Желательно, чтобы у бренда было несколько исследований:
- SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон бренда, возможностей и угроз.
- Карта пути клиента (CJM), которая показывает путь пользователя от первого соприкосновения с брендом до приобретения товара.
- 4C-планирование, состоящее из 4 понятий: потребитель, стоимость, удобство и коммуникация. Эта модель даёт понимание, кто клиенты бренда, что они хотят, сколько готовы заплатить, как удобно купить товар и как комфортно общаться.
Позиционирование бренда
Позиционирование — это ключевая часть стратегии, направленная на формирование уникального образа бренда и определение его места на рынке.
Для эффективного выстраивания позиционирования нужно:
- исследовать ЦА,
- определить конкурентные преимущества,
- воссоздать индивидуальный образ, который будет легко запоминаться,
- обозначить ценности бренда,
- подготовить брендбук,
- выявить нишу и сконцентрироваться на рыночном сегменте, в котором у бренда наибольшие перспективы,
- продвигать бренд в соответствии с маркетинговыми стратегиями.
Связь между бренд-стратегией и брендингом
Стратегия бренда и брендинг — взаимодополняющие понятия, решающие различные задачи.
Стратегия бренда, как мы уже отмечали, представляет собой долгосрочный план, направленный на достижение целей и создание уникального позиционирования на рынке.
Брендинг — это процесс создания и управления брендом, он является инструментом стратегии и включает маркетинговые действия, которые формируют у ЦА положительное отношение к бренду.
Стратегии продвижения
Сформировав стратегию бренда, можно перейти к его продвижению. Перечислим основные виды стратегий:
- Коммуникационная стратегия.
Включает коммуникацию с ЦА в социальных сетях и на контентных платформах, использование инфлюенс-маркетинга и блогерской рекламы. - Контент-маркетинг
Размещение нативной рекламы на тематических ресурсах. - Управление репутацией бренда (SERM)
Предполагает репутационный менеджмент в поисковых системах и работу по улучшению отзывов. - Performance-реклама
Совокупность инструментов для привлечения клиентов в реальном времени. Сюда входят рекламные кампании внутри маркетплейсов, контекст и таргет. - Продвижение сайта бренда
Вывод сайта в топ поисковых систем и повышение конверсионности сайта, т.е. его способности превращать посетителей в покупателей, конвертировать трафик — в продажи.
Как измерить эффективность бренд-стратегии
Завершив разработку и внедрение бренд-стратегии, оценивают степень её эффективности, решают, требуются ли корректировки.
5 способов оценить результат и скорректировать бренд-стратегию:
- Исследовать рынок на предмет осведомленности и восприятия бренда клиентами.
- Провести мониторинг продаж до и после воплощения бренд-стратегии.
- Оценить степень узнаваемости бренда с помощью опросов и фокус-групп.
- Проанализировать рынок в разрезе аналогичных компаний и сравнить их результаты со своими.
- Проработать обратную связь от клиентов, которая может быть в форме, отзывов, комментариев, опросов, обзоров, рекомендаций, чтобы получить инсайты по ожиданиям покупателей.
Топ-3 ошибок стратегии
Специалисты агентства «Шольчев» назвали самые частые ошибки и рассказали, как их предотвратить:
1. Недостаточное понимание ЦА. Без глубокого изучения аудитории возможно “размывание” бренда и снижение эффективности маркетинговых усилий.
Решение: провести тщательное исследование ЦА, выявить её потребности и вкусы.
2. Пренебрежение к анализу рынка. Если бизнес не знает свой сегмент и не берет в расчет при составлении бренд-стратегии влияние конкурентов, он подвергается риску потери преимуществ.
Решение: регулярно анализировать рынок, оценивать слабые и сильные стороны конкурентов для сохранения собственной идентичности и рыночных позиций.
3. Незначительные усилия по продвижению бренда, при которых он недополучает трафик.
Решение: разработать комплексную стратегию продвижения, включающую социальные сети, PR, рекламу и другие каналы коммуникации.