Обнародованы результаты работы комиссии экспертов из Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР). Они проанализировали состояние отечественного рынка рекламы с января до сентября 2020 года.

В отличие от США и Европы, где рекламные холдинги сами публикуют финансовую отчетность, сведения о результатах хозяйственной деятельности отечественных рекламщиков в квартальный период не “валяются в открытом доступе”. Скачать для ознакомления годовую отчетность – 2020, получится не раньше апреля следующего года. При этом надо понимать степень её достоверности с учетом маневров “налогового планирования” и “оглядкой на банковские кредиты”.

Недоступность информации для анализа повышает ценность данных АКАР.

СегментыДевять месяцев 2020 года, млрд.руб.Динамика,%
Телевидение, в т.ч.110.0-112.0-7
Основные каналы105.0-107.0-8
Нишевые каналы4.8-5.0 2
Радио 7.3-7.5-33
Пресса, т.ч. 5.6-5.8-47
Газеты2.0-2.1-51
Журналы3.6-3.7-43
Out of home, в т.ч.21.9-22.1-29
Наружная реклама18.7-18.9-26
Интернет169.0-171.00
Региональная реклама по всем четырем сегментам25.5-21
ИТОГО315.0-317.0 -8
Реклама в средствах распространения за девять месяцев 2020 года (суммарный объем без НДС)

Эксперты не поделились цифрами третьего квартала, а за девять месяцев указывают примерный диапазон значений, в которых находится оцениваемый результат. Коммерсантъ сопоставил данные и вычислил, что в совокупности вся реклама по стране просела на 6% за третий квартал. При этом показатели TV в два раза лучше – 3%. Интернет, как и ожидалось, стабилизировался и ушел в плюс на 2%.

Результат не плохой с учетом того, что во втором квартале 2020 рекламные бюджеты повсеместно урезались на 22%, а объем интернет-рекламы снизился на 9%.

Распределение объема рекламы по сегментам рынка за 9 месяцев 2020 г.

За 9 месяцев двадцатого года вся отрасль разместила рекламы на 315 миллиардов рублей. Это -8% по сравнению с прошлым годом. Объем средств, полученных от рекламодателей в интернет-сегменте 169 миллиардов. По результатам третьего квартала Digital вышел в ноль. Примерно столько же средств было заработано за аналогичный период 2019 года.

Как уже писал Marketing TECH, ведущие интернет-площадки закрыли третий квартал с хорошими финансовыми результатами.

Российские Яндекс и Mail.ru Group увеличили выручку от рекламы на 6% и 6,9%, что в денежном эквиваленте составило 33,2 и 9,5 миллиарда рублей. У американских компаний дела еще лучше: YouTube – на 30% (5 миллиардов долларов), Google на 10% (37 миллиардов долларов).

Получается, что “просадка” рынка происходит на стороне агентств. На международном уровне снижение объема размещенной рекламы по итогам третьего квартала приблизительно составляет 11,5%.

В АКАР отметили, что больше всего от кризиса пострадали локальные рекламные агентства. У них за 9 месяцев 2020 года объем сократился на 21%. Это связано со спецификой рекламодателей. Локальную рекламу чаще всего заказывает малый бизнес, а он больше всего страдает в любой кризис.

Второй самоизоляции пока не планируется, но рекламодатели опасаясь нового локдауна, рекламируются очень осторожно. Запускают максимально короткие кампании, которые можно быстро отменить в любое время.

Телевидение и интернет лучше всего приспособлены к текущему своеобразному кризису. По всему миру они усилили позиции на рекламном рынке. В товарных категориях закрепилась электронная коммерция.

В АКАР осторожны с прогнозами и надеются, что год, в целом, будет не хуже третьего квартала.