Обнародованы результаты работы комиссии экспертов из Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР). Они проанализировали состояние отечественного рынка рекламы с января до сентября 2020 года.
В отличие от США и Европы, где рекламные холдинги сами публикуют финансовую отчетность, сведения о результатах хозяйственной деятельности отечественных рекламщиков в квартальный период не “валяются в открытом доступе”. Скачать для ознакомления годовую отчетность – 2020, получится не раньше апреля следующего года. При этом надо понимать степень её достоверности с учетом маневров “налогового планирования” и “оглядкой на банковские кредиты”.
Недоступность информации для анализа повышает ценность данных АКАР.
Сегменты | Девять месяцев 2020 года, млрд.руб. | Динамика,% |
Телевидение, в т.ч. | 110.0-112.0 | -7 |
Основные каналы | 105.0-107.0 | -8 |
Нишевые каналы | 4.8-5.0 | 2 |
Радио | 7.3-7.5 | -33 |
Пресса, т.ч. | 5.6-5.8 | -47 |
Газеты | 2.0-2.1 | -51 |
Журналы | 3.6-3.7 | -43 |
Out of home, в т.ч. | 21.9-22.1 | -29 |
Наружная реклама | 18.7-18.9 | -26 |
Интернет | 169.0-171.0 | 0 |
Региональная реклама по всем четырем сегментам | 25.5 | -21 |
ИТОГО | 315.0-317.0 | -8 |
Эксперты не поделились цифрами третьего квартала, а за девять месяцев указывают примерный диапазон значений, в которых находится оцениваемый результат. Коммерсантъ сопоставил данные и вычислил, что в совокупности вся реклама по стране просела на 6% за третий квартал. При этом показатели TV в два раза лучше – 3%. Интернет, как и ожидалось, стабилизировался и ушел в плюс на 2%.
Результат не плохой с учетом того, что во втором квартале 2020 рекламные бюджеты повсеместно урезались на 22%, а объем интернет-рекламы снизился на 9%.
За 9 месяцев двадцатого года вся отрасль разместила рекламы на 315 миллиардов рублей. Это -8% по сравнению с прошлым годом. Объем средств, полученных от рекламодателей в интернет-сегменте 169 миллиардов. По результатам третьего квартала Digital вышел в ноль. Примерно столько же средств было заработано за аналогичный период 2019 года.
Как уже писал Marketing TECH, ведущие интернет-площадки закрыли третий квартал с хорошими финансовыми результатами.
Российские Яндекс и Mail.ru Group увеличили выручку от рекламы на 6% и 6,9%, что в денежном эквиваленте составило 33,2 и 9,5 миллиарда рублей. У американских компаний дела еще лучше: YouTube – на 30% (5 миллиардов долларов), Google на 10% (37 миллиардов долларов).
Получается, что “просадка” рынка происходит на стороне агентств. На международном уровне снижение объема размещенной рекламы по итогам третьего квартала приблизительно составляет 11,5%.
В АКАР отметили, что больше всего от кризиса пострадали локальные рекламные агентства. У них за 9 месяцев 2020 года объем сократился на 21%. Это связано со спецификой рекламодателей. Локальную рекламу чаще всего заказывает малый бизнес, а он больше всего страдает в любой кризис.
Второй самоизоляции пока не планируется, но рекламодатели опасаясь нового локдауна, рекламируются очень осторожно. Запускают максимально короткие кампании, которые можно быстро отменить в любое время.
Телевидение и интернет лучше всего приспособлены к текущему своеобразному кризису. По всему миру они усилили позиции на рекламном рынке. В товарных категориях закрепилась электронная коммерция.
В АКАР осторожны с прогнозами и надеются, что год, в целом, будет не хуже третьего квартала.